Дмитриевск - Камышин

Опубликовано  -  8 апреля 2016 г. 11:41, Изменено  -  19 июля 2024 г. 15:04 в У истоков  -  просмотров 157

 Дмитриевск - Камышин - расположен на правом берегу  реки Волги, при впадении в нее реки Камышинки. Река Камышинка делит город на две части – старый и новый город, соединенные Бородинским мостом. Город основан в сентябре 1668 года. На левом берегу небольшой речки Камышинки, при впадении ее в Волгу, по указу царя Алексея Михайловича, стрельцами под командой  полковника англичанина Томаса Белли была построена  крепость для охраны волжского торгового пути от набегов кочевников и вольного казачества. Называлась она вначале, как и речка, Камышинка. 

 

Устье реки с крепосцой . Ю. Н. Экстрем, 1962 г.

 

Карта Адама Олеария 1664 год.

 

Камышин на карте Волги Адама Олеария 1664 год.

 

г. Камышенка на карте К. Крюйса 1699 год.

Крепость оказалась непокорной. Через два года ее гарнизон, отворив ворота, перешел на сторону одного из отрядов Степана Разина, прибывшего из Царицына. Восставшие казаки и крестьяне сожгли Камышинскую крепость.

 

  Возродил из руин и пепла  крепость Петр I. Он вспомнил о речке Камышинке, верховья которой близко подходили к притоку Дона - Иловле. Узкий водораздел между этими речками  издавна служил местом для переброски легких судов с Волги на Дон.

Задумал Петр I  соединить две реки Волгу и Дон каналом и шлюзами через их притоки Камышинку и Иловлю. Петр послал на Камышинку своего подвижника князя Б. И. Куракина, которому было поручено осмотреть местность, возвести валы, частоколы, башни, поставить город.  Для охраны «шлюзного дела» по указу Петра I прибыл сюда, сформированный в Казани, из стрельцов и свободных крестьян, полк.

26 сентября 1697 года1 в новопостроенный городок в устье Камышинки на стругах из Казани прибыл Дмитриевский стрелецкий полк, которым командовал Яков Буш...

Полк получил в Казани денежное жалованье, пищу и платье. Боярам даны были даны от губернатора кортики,  чины, им были пожалованы вотчины и оружие : пушек, ручного ружья, шпаг, копьев, пороху, свинцу, ядер....  Митрополит Казанский благословил в путь с ними попа Тимофея Никифорова с причетом. Дано им было два колокола "доброго звону, церковные книги, св. иконы и денежное жалование с кормом"2 и - в путь! Отслужили молебен с водосвятием и благословением в путь, и отправились на новое место. В полку свято почитали и бережно хранили икону святого великомученика Дмитрия Солунского.

С иконой этого святого служилые люди крепости и стрельцы полка обошли строящийся городок, освятили его и нарекли в честь иконы Дмитрия Солунского - Дмитриевском. Через три года после приезда в городе была заложена каменная церковь  во имя Казанской Божией Матери. Не успели Дмитриевцы обосноваться в новом городе, как им пришлось покинуть не насиженные ещё места и переселится с выокого левого берега реки Камышинки в болото правой стороны, не по своей доброй воле, а по приказу ... А случилось вот что...

27 августа 1698 года молодой царь Петр Алексеевич, вернувшись из чужих краев, немало шокировал двор, преобразившись в цирюльника, безжалостно кромсавшего стародавние боярские бороды. А затем последовал и высочайший указ, согласно которому бриться надлежало всем, кроме крестьян и духовенства. Можно было и откупиться, но пошлина требовалась весьма немалая. У городских застав дежурили специально отряженные соглядатаи и бойко резали у прохожих бороды, а в случае сопротивления беспощадно вырывали их с корнем. Вскоре, по образному выражению великого Гоголя, "Русь превратилась на время в цирюльню, битком набитую народом ; один сам подставлял свою бороду,  другому насильно брили". В древнерусской церкви брадобритие считалось хулой на Всевышнего, создавшего совершенного мужчину с бородой ; бреющийся объявлялся кощунником, поскольку тем самым желал "поправить" Бога. В XVI-XII веках за бритье бород не только отлучали от церкви, но и подвергали битью кнутом или сылкой в отдаленные монастыри.

И вот, в 1699 году в Дмитриевск прибыл из Москвы боярин с указом государя, который повелевал воеводе и другим чиновникаам обрить бороды и надеть немецкое платье. Яков Буш и его приближенные выполнили указ, но стрельцы и другие служилые люди не приняли новые обряды. А казаки близлежащих станиц, узнав о том, что чиновники города безропотно сбрили бороды, решили расправиться с ними. Как только боярин уехал восвояси. казаки приступили к городу с трех станиц. Однако крепость была на замке. Более недели они осаждали город, пока обманным путем не ворвались ночью в крепость и началась жестокая расправа : бритым людям головы рубили, " а другим насыпали в пазухи камни и бросали с яру в воду ; иных привязывали к деревам, палили по ним из ружьев"....  Погром и разбой продолжались шесть недель, пока не нашли прятавшегося воеводу, у которого к этому времени и борода отросла, потому дмитриевцы упросили казаков простить воеводе его пригрешения. И казаки вняли просьбам, но пригрозили бород не брить, немецкого платья не носить, старой веры не менять и быть готовыми к походу на Кубань.... Но как только отряды казаков выехали из ворот крепости,  стрельцы открыли но ним пальбу из пушек... Весть о происшествии в Дмитриевске дошла до государя, который повелел астраханскому губернатору Дмитрию Ивановичу Хованскому прибыть на место и "весь город сжечь и уничтожить", а имение его жителей отдать "в добычу калмыкам".3   Надо сказать, что стихийные бунты против модных нововведений поднимались по всей Руси то тут, то там. Например, и в самой Астрахани стихийные протесты переросли в настоящее восстание, которое в 1705 году вынужден был огнем и мечом подавлять фельдмаршал Борис Шереметев. А в Дмитриевск из Астрахани отправился на судне воевода Хованский с командою и три тысячи калмык, чтобы вершить правосудие над изменниками государя. Дмитриевцы встречали приезжих с иконами, воевода доложил Хованскому всё, как обстояло дело. Губерантор осмотрел город, крепость, боевые порядки и ... простил дмитриевцам их вынужденную "измену", калмыков в город так и не пустили. А вот, чтобы не нарушать указа царя, Хованский приказал город переселить на правый берег Камышинки. Предание же, повествует о том, что во ремя погромов и бесчинств в городе из крепостной церкви неожиданно исчез образ святого великомучениика Дмитрия Солунского, но вскоре он неожиданным образом очутился на правом берегу Камышинки среди непроходимой топи и камыша. Об этом жители и поведали приехавшему воеводе Хованскому, а тот увидел в этом знамение свыше и поразмыслив, решил сохранить город, перенеся его туда где была обретена икона святого покровителя города. А жители, переехав на новое место в 1701 году, первым делом на территории крепости стали возводить Свято-Троицкий собор и деревянную пятиглавую церковь во имя святого Дмитрия Солунского. Сначала пришлось жить в землянках и шалашах, татарские набеги приносли сюда разорения, потерю, уводимых в пленение людей. А потому город строили не только служивые, но и их жены и дети : рыли около города ров, высыпали вал с полисадником, а для пушек сделали четверо ворот.

Первая улица нового Дмитриевска начиналась у крепости и тянулась вдоль Волги. В честь столицы губернии была названа Астраханской (ныне - Республиканская).

Ссылки и использованная литература :

1.Бердников, Л. Дресс-код и самовластье / Л. Бердников  // Нева. - 2011. - № 8. - С. 138-150.

2. Мамонтов, В. "Весь город сжечь и уничтожить" / В. Мамонтов, В. Федорков // Город нашей судьбы / В. Мамонтов, В. Федорков. - Камышин, 2006. - С. 14

3. Минх, А. Н.  Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды. Царицынский и Камышинский / А. Н. Минх ; [ред. И. О. Тюменцев] ; Комитет по культуре Администрации Волгоградской обл. [и др.]. - совр. версия. - Волгоград : ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. - 568 с. : карты, табл. - (Серия "Историко-культурное наследие Волгоградской области")

           О Камышине -  С. 156-166.

4. Полубояров, М. С.  Низовые города России : по материалам Оружейного фонда Российского государственного архива древних актов : 12+ / М. С. Полубояров. - Волгоград : Центральное генеалогическое общество, 2021. - 143 с. ; 20 см. - (Библиотека Царицынского генеалогического общества). - Указатель: с. 136-142. - Библиография: с. 142-143.  (С. 114-116.)

5. Хорошунов, Е. Он приехал с Дмитриевским полком / Е. Хорошунов // Камышин далекий и близкий :записки краеведа / Е. Хорошунов. - Камышин, 2000. - С. 26-27.

 

Другие источники:

  1. Деяния времен Петровых : указатель, посвященный 315-летию с начала строительства канала между Камышинкой и Иловлей и 290-летию посещения  Камышина Петром I
  2. «Имя Петра в истории Камышина» : 350 лет Петру 1 (30 мая [9 июня] 1672 года) 300 лет назад (июнь) в Дмитриевске останавливался  Пётр I, следуя по Волге в персидский поход  (1722) : библиографический очерк
  3. «Легенда о медном арбузе» : к 350-летию со дня рождения Петра I и к 300-летию его остановки в Дмитриевске : библиографический очерк
  4. «Легенды и предания Камышинского края» : библиографический указатель / Муниципальное казенное учреждение культуры "Централизованная городская библиотечная система", Центральная городская библиотека им. М. А. Шолохова, методико-библиографический отдел ; сост. Р. А. Зуева ; отв.за вып. Е. К. Голова. - Камышин, 2024. – 60 с. : цв. фот.
  5.  «Приезжайте в Камышин» : библиоэкскурсия по городу Камышину.

 

Тэги:  Дмитриевск  Солунский  Хованский  Буш  камышинские храмы  брадобритье  бороды  бунты  Республиканская