Дмитриевск

Опубликовано  •  5 августа 2016 г. 11:41 в Истоки

   26 (в некоторых источниках 27) сентября 1697 года1 в новопостроенный городок в устье Камышинки на стругах из Казани прибыл Дмитриевский стрелецкий полк, которым командовал Яков Буш.

 

Полк получил в Казани денежное жалованье, пищу и платье. Боярам даны были даны от губернатора кортики,  чины, им были пожалованы вотчины и оружие : пушек, ручного ружья, шпаг, копьев, пороху, свинцу, ядер....  Митрополит Казанский благословил в путь с ними попа Тимофея Никифорова с причетом. Дано им было два колокола "доброго звону, церковные книги, св. иконы и денежное жалование с кормом"2 и - в путь! Отслужили молебен с водосвятием и благословением в путь, и отправились на новое место. В полку свято почитали и бережно хранили икону святого великомученика Дмитрия Солунского.

С иконой этого святого служилые люди крепости и стрельцы полка обошли строящийся городок, освятили его и нарекли в честь иконы Дмитрия Солунского - Дмитриевском. Первым Дмитриевским воеводою был стольник Иван Башмаков.

Через три года после приезда в городе была заложена каменная церковь  во имя Казанской Божией Матери. Не успели Дмитриевцы обосноваться в новом городе, как им пришлось покинуть не насиженные ещё места и переселится с выcокого левого берега реки Камышинки в болото правой стороны, не по своей доброй воле, а по приказу ... А случилось вот что...

27 августа 1698 года молодой царь Петр Алексеевич, вернувшись из чужих краев, немало шокировал двор, преобразившись в цирюльника, безжалостно кромсавшего стародавние боярские бороды. А затем последовал и высочайший указ, согласно которому бриться надлежало всем, кроме крестьян и духовенства. Можно было и откупиться, но пошлина требовалась весьма немалая. У городских застав дежурили специально отряженные соглядатаи и бойко резали у прохожих бороды, а в случае сопротивления беспощадно вырывали их с корнем. Вскоре, по образному выражению великого Гоголя, "Русь превратилась на время в цирюльню, битком набитую народом ; один сам подставлял свою бороду,  другому насильно брили". В древнерусской церкви брадобритие считалось хулой на Всевышнего, создавшего совершенного мужчину с бородой ; бреющийся объявлялся кощунником, поскольку тем самым желал "поправить" Бога. В XVI-XII веках за бритье бород не только отлучали от церкви, но и подвергали битью кнутом или сылкой в отдаленные монастыри.

И вот, в 1699 году в Дмитриевск прибыл из Москвы боярин с указом государя, который повелевал воеводе и другим чиновникаам обрить бороды и надеть немецкое платье. Яков Буш и его приближенные выполнили указ, но стрельцы и другие служилые люди не приняли новые обряды. А казаки близлежащих станиц, узнав о том, что чиновники города безропотно сбрили бороды, решили расправиться с ними. Как только боярин уехал восвояси. казаки приступили к городу с трех станиц. Однако крепость была на замке. Более недели они осаждали город, пока обманным путем не ворвались ночью в крепость и началась жестокая расправа : бритым людям головы рубили, " а другим насыпали в пазухи камни и бросали с яру в воду ; иных привязывали к деревам, палили по ним из ружьев"....  Погром и разбой продолжались шесть недель, пока не нашли прятавшегося воеводу, у которого к этому времени и борода отросла, потому дмитриевцы упросили казаков простить воеводе его пригрешения. И казаки вняли просьбам, но пригрозили бород не брить, немецкого платья не носить, старой веры не менять и быть готовыми к походу на Кубань.... Но как только отряды казаков выехали из ворот крепости,  стрельцы открыли но ним пальбу из пушек... Весть о происшествии в Дмитриевске дошла до государя, который повелел астраханскому губернатору Дмитрию Ивановичу Хованскому прибыть на место и "весь город сжечь и уничтожить", а имение его жителей отдать "в добычу калмыкам".3   Надо сказать, что стихийные бунты против модных нововведений поднимались по всей Руси то тут, то там. Например, и в самой Астрахани стихийные протесты переросли в настоящее восстание, которое в 1705 году вынужден был огнем и мечом подавлять фельдмаршал Борис Шереметев. А в Дмитриевск из Астрахани отправился на судне воевода Хованский с командою и три тысячи калмык, чтобы вершить правосудие над изменниками государя. Дмитриевцы встречали приезжих с иконами, воевода доложил Хованскому всё, как обстояло дело. Губернатор осмотрел город, крепость, боевые порядки и ... простил дмитриевцам их вынужденную "измену", калмыков в город так и не пустили.

  А вот, чтобы не нарушать указа царя, Хованский приказал город переселить на правый берег Камышинки. Предание же, повествует о том, что во время погромов и бесчинств в городе из крепостной церкви неожиданно исчез образ святого великомученика Дмитрия Солунского, но вскоре он неожиданным образом очутился на правом берегу Камышинки среди непроходимой топи и камыша. Об этом жители и поведали приехавшему воеводе Хованскому, а тот увидел в этом знамение свыше и поразмыслив, решил сохранить город, перенеся его туда где была обретена икона святого покровителя города. А жители, переехав на новое место в 1701 году, первым делом на территории крепости стали возводить пятиглавую деревянную церковь во имя святого Дмитрия Солунского. Сказания связывают имя Димитрия Солунского с его явлением "в виде воина на коне" кочевым степнякам, осадившим однажды город. "Кубанцев" охватила паника, они были поражены слепотой и стали сражаться друг с другом. Горожане вышли на поле боя и решили его исход. Так, сошедший с иконы, Димитрий Солунский защитил свой город и полк и ещё без малого 90 лет "питал" воинские идеалы города на Волге и был его небесным покровителем.

Почти одновременно на территории крепости - была воздвигнута также деревянная церковь во имя Казанской божией матери. На месте её в 1748 году был заложен Свято-Троицкий собор, который был выстроен в 1751 году.

  Сначала пришлось жить в землянках и шалашах, татарские набеги приносли сюда разорения, потерю, уводимых в пленение людей. А потому город строили не только служивые, но и их жены и дети : рыли около города ров, высыпали вал с полисадником, а для пушек сделали четверо ворот.

Первая улица нового Дмитриевска начиналась у крепости и тянулась вдоль Волги. В честь столицы губернии была названа Астраханской (ныне - Республиканская).

 Охранять волжский путь и южные рубежи России, не расставаясь с кольчугой и мечом, приходилось едва ли не до конца XVIII века.

 Постепенно город развивался и в хозяйственном отношении. Он становится одним из самых главных пунктов хранения и отправки соли, доставляемой сюда с озера Эльтон. Успешным был рыбный промысел. Со временем на ведущее место выдвигалась торговля хлебом. Торговлей и ремеслами особо занялись с 1736 года. В том году, говорится в своего рода географо-экономической анкете, высланной в адрес тогдашнего астраханского губернатора В. Н. Татищева (1741-1745 гг.) " из служилых людей по отставке некоторые поступили в купцы, посадские и по мастерству в цехи, числом всех 168 человек..." Росло число работных людей, бурлаков. Всех беглых зачислили в бобыли (позже их наименовали мещанами).

 Годами лилась кровь : в сечах с приходившими из-за Кубани набеглыми конными, с боярскими и княжескими войсками.

В веке XIX-м дмитриевские солдаты, ставшие астраханскими казаками, несли ещё дозорную службу в заволжских степях. Заволжье входило в состав Камышинского уезда.

Но военное значение города со временем миновало. Как писала одна из саратовских газет, "от бывшей крепости, со стенами из дикого камня, не осталось и признаков, камень разобран под фундаменты домов. Теперь здесь находятся старый собор, казначейство, городское училище, уездные по воинской повинности и по крестьянским делам присутствия и съезд мировых судей..."

 

 

 

Ссылки и использованная литература :

1.Бердников, Л. Дресс-код и самовластье / Л. Бердников  // Нева. - 2011. - № 8. - С. 138-150.

2.Воробьев, А. В. Камышин / А. В. Воробьев // 15 исторических поселений / В. А. Воробьев. - Волгоград : Станица-2, 2001. - С. 23-26.

3. Иванов, С. О.  История Камышина  : волж. торговля в XVI - XIX веках : докум. историч. исслед. / С. О. Иванов, А. Р. Андреев. - Москва : Белый волк : Евролиц : Облиздат, 1999. - 190 с. : ил.

4. Мамонтов, В. "Весь город сжечь и уничтожить" / В. Мамонтов, В. Федорков // Город нашей судьбы / В. Мамонтов, В. Федорков. - Камышин, 2006. - С. 14

5. Минх, А. Н.  Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды. Царицынский и Камышинский / А. Н. Минх ; [ред. И. О. Тюменцев] ; Комитет по культуре Администрации Волгоградской обл. [и др.]. - совр. версия. - Волгоград : ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. - 568 с. : карты, табл. - (Серия "Историко-культурное наследие Волгоградской области")

           О Камышине -  С. 156-166.

6. Преданье старины глубокой  // Уезд. Вести Камышинского района. - 2013. - 19 сент. (№ 37). - C. 3 : фото.

7. Хорошунов, Е. Городок в устье / Е. Хорошунов // Ленинское знамя. - 1993. - 20 марта (№ 47). -  С. 3

8. Хорошунов, Е. Он приехал с Дмитриевским полком / Е. Хорошунов // Камышин далекий и близкий :записки краеведа / Е. Хорошунов. - Камышин, 2000. - С. 26-27.

9. Хорошунов, Е.  Первая улица : из почты страницы "Отчая сторона" / Е. Хорошунов // Ленинское знамя. - 1988. - 19 авг. (№ 133). -  С. 2.

 

Тэги:  Дмитриевск  Солунский  Хованский  Буш  камышинские храмы  брадобритье  бороды  бунты  Республиканская  Астраханская  камышинские улицы