Камышин в XIX веке

Опубликовано  •  19 сентября 2016 г. 13:07 в Истоки

XIX  век – это период интенсивного экономического развития Камышина.

 

Во второй половине XIX века Камышин занимал почетное место в системе волжской торговли. К 80-м годам XIX века Камышин становится крупным речным портом. Вдоль волжского берега у города располагалось несколько пристаней: лесная, рыбная, пристани пароходных обществ "По Волге", "Самолет", "Кавказ", "Меркурий", Восточного общества нефтяных складов братьев Нобелей и причал буксирной переправы. Пароходы различных компаний отличались по форме и окраске бортовых построек, а также по звучанию сигнальных гудков, по которым камышане легко узнавали, какой именно пароход приближается к берегу. В 1987 году на камышинские пристани прибыло 9,5 млн. пудов различных грузов стоимостью свыше миллиона рублей  и отправлено 3 миллиона 250 тысяч пудов грузов стоимостью 2,5 млн. рублей. В числе поступивших грузов главное место занимала нефть и лес, а отправлялся в основном хлеб. Камышинские пристани давали работу горожанам и крестьянам.

 

 

Здесь же шла бойкая торговля знаменитыми камышинскими арбузами, овощами, фруктами, выпечкой, изделиями местных промыслов и ремесел. Большим спросом, например, пользовались связанные камышинскими мастерицами шерстяные чулки, варежки, перчатки и гарусные шарфы. Камышин являлся значительным перевалочным пунктом по отправке хлеба из Нижнего Поволжья. В конце XIX века был выстроен элеватор на 400 тысяч пудов.

 В конце XIX в. в городе было свыше двухсот магазинов и лавок. Среди них мануфактурные, галантерейные, бакалейные, мясные, мучные, пивные и прочие.  Мещане продавали продукты и изделия, сделанные своими руками. А купцы привозили товары из других городов: Москвы, Варшавы, Астрахани и других. Имена купцов Шемякина, Абызова, Ткаченко, братьев Альтуховых вошли в историю города как символ богатства и благополучия. Рынок в городе был на Базарной площади, в деревяных лавках шла ежедневная бойкая торговля. Базары бывали два раза в неделю, ярмарки проводились три раза в году - 20 февраля, 29 июня и 29 сентября.

Вторая половина XIX века - время интесивного железнодорожного строительства. В 90-е годы ХIХ  века сеть железных дорог опутывала  страну  невиданными темпами. Министр финансов Сергей Витте, прежде министр путей сообщения, понимал, что за развитием железнодорожных магистралей будущее величие Российской империи. В1890 году акционерное общество Рязано-Козловской (в дальнейшем Рязано-Уральской) железной дороги приступило к строительству дороги от Тамбова через Балашов на Камышин, дорога строилась ускоренными темпами и к лету 1894 года работы были завершены. Всеной 1894 года состоялось историческое заседание городской Думы по вопросу строительства железной дороги. В составе членов комиссии гласных (депутатов) были купцы и промышленники : И. П. Шемякин, В. Н. Ткаченко, Ф. Е. Юдаев, А. Г. Докучаев, А. Д. Алабушев и другие. Именно они приняли решение об отчуждении городских земель под строительство железной дороги. При этом заключили договор, в соответствии с которым за отведенную землю Акционерное общество "Рязано-Уральская железная дорога" построило в Камышине железнодорожную станцию с вокзалом, депо с поворотным кругом, элеватор емкостью 500000 пудов, нефтесклад и нефтяную, хлебную, лесную, рыбную и соляную пристани с подъёмниками, тоннелями, шахтами, подвесными вагонетками; а также клуб, в котором размещались библиотека и народный театр. В виде компенсации за наносимый экологический ущерб от строительства нефтяных и других причалов выше Камышина по течению Волги, город получал от РУЖД водопровод и мост через Камышинку. Всё это новое строительство  давало городу новые рабочие места, большой оборот грузов и капитала. В городе был только один принадлежащий государству завод - ликеро-водочный, в районе железнодорожной станции.

В первой половине августа 1894 года первый поезд из Тамбова прибыл на станцию Балашов и проследовал до станции Камышин. Впервые месяцы поезда ходили редко, по два поезда в неделю, но уже к концу 1894 года на участке Тамбов – Балашов – Камышин стали регулярно ходить грузовые и пассажирские поезда. В сутки проходило два поезда. Всего за два года было пущено движение по железнодорожной линии «Тамбов – Камышин» протяженностью 444 версты. Строительство дороги вело  акционерное общество Рязано-Уральской железной дороги. Рельсы привозили с Нижнетагильского завода Демидовых. Вокзал и его окрестности стали культурным центром Камышина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рядом с вокзалом был разбит сквер, по вечерам там играл духовой оркестр, гуляли горожане, веселилась молодежь.На станции Камышин в ночное время перроны освещались керосинокалильными фонарями, которые обслуживали электромеханики связи. Освещенность станции не менялось до 1927 года. Станция Камышин становится важным стратегическим объектом и в период революции и гражданской войны. Важный вклад она внесёт и в годы Великой Отечественной войны...

За землю, отведеную под железную дорогу на территории Камышина и прилегающих к нему хуторов акционерное общество РУЖД обязалось построить для города мост, водопровод  и другие объекты. В 1896  г. акционерное общество выстроило деревянный мост через речку Камышинку, а в 1898 г. – водопровод. На сооружение моста через Камышинку (впоследствии названного Бородинским), для соединения старого и нового города, было израсходовано более 40 тысяч рублей.

 

После строительства моста задумались над проблемой водоснабжения в городе. До этого времени камышане с ведрами направлялись за водой к Волге. По домам развозили и разносили воду водовозы и водоносы. Не случайно, что все мастерские и  пекарни строились по берегам Камышинки и Волги : меньше тратилось средств на доставку воды. Нехватка воды сказывалась на развитии садоводства и огородничества в черте города. В дореволюционном Камышине почти не было зеленых насаждений. Стали   думать откуда взять воду и где проложить трубы... После долгих переговоров с железнодорожниками управа даёт согласие на строительство водокачки (здание старой водокачки не сохранилось : её пришлось сносить, так как она попала в зону затопления при строительстве Волжской ГЭС), водовода длинною 1200 метров, диаметром 200 мм. и водонапорной башни.

В зале водокачки смонтировали 2 паровых котла с 2-мя насосами мощностью 100 куб. /час. Вода из Камышинки подавалась в водонапорную башню без всякой очистки (здание в виде старинного замка сохранилось, находится на ул. Камышинской),

а уже оттуда - по трубам в водоразборные будки.

В то время их было шесть в Камышине. Вода из таких будок отпускалась днем с шести утра до шести вечера по жетонам, купленным в городской управе. За одну копейку наливали два ведра. В 1912 году цена на воду была снижена почти вдвое, а в 1929 году на улицах города будки заменили колонками. Жители старого города стали ими пользоваться только в 1936 году. Надо сказать, что проблема снабжения горожан водой окончательно не решилась. Жителям некоторых улиц ходить к водоразборным будкам было дальше, чем к реке и они предпочитали брать бесплатно волжскую воду, чем платить за "водопроводную". Техник Мехлис, обследовавший питьевую воду и способы её подачи в город, отмечал :"Тем более загрязненной является волжская вода, поступающая в приемник водопровода Камышина, лежащий ниже города, так как сточные воды бань, клозетов и заводов поступают в Волгу либо непосредственно через подпочвенные воды городской территории. Сильно загрязняется вода от стоящих у пристани пароходов, барж и других судов". Городская дума решила перестроить водоснабжение в 1911 г., профессором Киевского политехнического института В. Ф. Ивановым был подготовлен проект устройства водопровода в Камышине, в 1915 г. он был даже издан отдельной книгой, как пример образцовой организации водоснабжения небольшого города, но так и не был осуществлен.

Акционерное общество РУЖД построило также  при Камышинской лесной пристани лесоразвозную дорогу с механическим оборудованием - лесотаску,

которая предназначалась для подъема из воды лесных материалов. Работа здесь начиналась с июня, когда прибывали первые плоты, и продолжались до поздней осени. Труд на лесотаске был хорошо оплачиваемый (1-2 рубля в день), но очень тяжелый. В холодную и дождливую погоду случалось, что лесотаска простаивала, так как работать с мокрыми и скользкими бревнами было чрезвычайно тяжело и опасно.

Рядом с лесотаской лесопромышленники Ткаченко, Рогожин, Юдаевы, Алабушевы, Сазонов выстроили пять лесопильных заводов. Кроме лесопильных заводов, в городе существовало около трех десятков мелких промышленных заведений с небольшим количеством рабочих: кожевенные, салотопенные, овчинные, кирпичные, пивоваренные и мыловаренные заводы.  В городе были реальное и 4-классное городское училища, 10 начальных школ,  больница, 9 церквей, почтово-телеграфная контора.

Камышинские купцы знали, как и о чем договариваться для блага города. Они решали стратегически важные вопросы не только в Думе или на купеческом совете. Они создавали концессии. Известно, например, что радетель дела прогресса купец А. Г. Докучаев организовал и возглавил концессию по сбору средств на постройку камышинской электростанции. В 1912 году электростанция дала ток, и в городе загорелись первые лампочки Эдисона.

 Сам город разрастался - в 1879 году в Камышине жило 13644 человека. В городе было 9 церквей - 7 православных, 1 католическая и 1 лютеранская. К 1892 году в Камышине проживало 17684 человека, из них 550 мастеров, 625 рабочих (больше всего было извозчиков). В 1899 году в Камышине было 12 кузниц, 10 скотобоен, лесопильня, 25 лабазов с дегтем, 14 мясных лавок и 5 рыбных, пристани и причал буксирной переправы.

 

 Использованная литература :


1. Иванов, С. О.    История Камышина  : волж. торговля в XVI - XIX веках : докум. историч. исслед. / С. О. Иванов, А. Р. Андреев. - Москва : Белый волк : Евролиц : Облиздат, 1999. - 190 с. : ил.

2. Караваева, М. Как Камышин жил у воды без воды / М. Караваева // Диалог. - 2016. - 19 март. (N 38). -  С. 6 : фот.цв. - (Историческая страничка)

3. Ключевая или волжская? // Диалог. - 2016. - 19 март. (N 38). -  С. 6 : фот.цв. - (Историческая страничка)

4. Линде, Л. Уездный, купеческий... / Л. Линде // Камышин. Страницы истории : [сб.] / [сост. В. Н. Мамонтов ; худож.: Е. Г. Синилов, П. И. Бутяев]. - Волгоград : Комитет по печати, 1994. - С. 22-28.


5.
Люби и знай свой край: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений.- Изд. 2-е, перераб. / отв. за вып И. Г. Норенко. - Волгоград : Панорама, 2007. - 224 с.

6. Ляшенко, Т. Городской водопровод / Т. Ляшенко // Ленинское знамя. - 1967. -  21 февр. (№ 31). -  С. 4.

7. Перов, Л.  Предпринимательство  в Камышине : от купеческого совета до торгово-промышленной палаты / Л. Перов // Наш Камышин. - 2007. - 24 янв. (№ 4). -  С. 1, 6. : фот.цв.

8. Севергин, В. Городскому водопроводу  - 75 лет / В. Севергин // Ленинское знамя. - 1971. -  23 окт. (№ 170). -  С. 1.

9. Чеботарев, С.  Купеческий город / С. Чеботарев // Камышинский Еженедельник БС пресс. - Саратов : Полиграфия Поволжья, 2001. - 26 сент. (№ 39). -  С. 5 : фот.


 

 

Тэги:  железные дороги  водопровод  камышинский мост  лесотаска  деревянный мост  водопровод  водоснабжение  водоканал  купечество  камышинские купцы  камышинские пристани  19 век