Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935)

Опубликовано  -  1 января 1970 г. 15:24, Изменено  -  20 апреля 2021 г. 15:58 в Их имена в истории города  -  просмотров 23

Циолковский Константин Эдуардович  (5 (17).09.1857 (с. Ижевское Рязанской губернии) —19.09.1935 (г. Калуга Московской области) ) — русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.

Его именем названа улица в городе Камышине Волгоградской области.

 

Родился в селе Ижевское под Рязанью, в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математических науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880 —1881годах написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа — «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв  И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884г. были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896г. Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927г. опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892г. Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Циолковский построил в 1897году первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932г. он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковский в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883году, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896г. Только в 1903 г. Циолковскому удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет и ЖРД. Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания
околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы ДУ); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных
окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.
Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.
Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др.
При советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической
техники в СССР и др, странах. За «Особые заслуги в области    из  изобретений, имеющих огромное значение для экономической м   мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954г. АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне и улица в городе Камышине Волгоградской области.



 

Литература:

  1. Арлазоров, М. Циолковский / М. Арлазоров. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : Мол. гвардия, 1967. – 255 с. : 8 л. ил.
  2. Ветров, Г. С. Константин Эдуардович Циолковский : (к125-летию со дня рождения) / Г. С. Ветров // Освоение космического пространства в СССР 1982. – Москва, 1984. – С.14–18.

***

  1. Алексеева, В. И. Константин Эдуардович Циолковский: штрихи к портрету / В. И. Алексеева // Общественные науки и современность. – 1997. - № 6. – С. 136-140.
  2. Алексеева, В. И. Философия бессмертия К. Циолковского : истоки системы и возможности анализа / В. И. Алексеева // Общественные науки и современность. – 2001. - № 3. – С. 177–187.
  3. Дробышев, Ю. А. Учитель-новатор К. Э. Циолковский / Ю. А. Дробышев // Педагогика. – 2007. - № 6. – С. 64–72.
  4. Казютинский, В. Он мечтал о счастье для всего человечества : беседа с доктором философских наук, ведущим сотрудником Института философии РАН В. Казютинским / записала Н. Лескова // Наука и религия. – 2002. - № 10. – С. 2–3.
  5. Мельников, Л. Гражданин вселенной / Л. Мельников // Природа и человек. – 2007. - № 12. – С. 72–74.
  6. Мельников, Л. Землю разберут до центра / Л. Мельников // Техника молодёжи. – 2008. - № 4. – С. 15–17.
  7. Мельников, Л. И знак был дан… / Л. Мельников // Свет. – 2008. - № 5. – С. 15–16.
  8. Мельников, Л. Неизвестный Циолковский / Л. Мельников // Чудеса и приключения. – 2010. - № 1. – С. 10–12.
  9. Никитин, В. Пророк / В. Никитин // Природа и человек. – 2006. - № 2. – С. 70–72.
  10. Семёнова, С. «Душа, кипящая радостным миром идей…» / С. Семёнова // Мол. гвардия. – 1996. - № 9. – С. 246–266.
  11. Сопельняк, Б. 13 дней в подвалах Лубянки : о деле К. Э. Циолковского / Б. Сопельняк // Родина. – 1994. - № 9. – С. 47–52.
  12. Тимошенкова, Е. Великий гражданин Вселенной / Е. Тимошенкова // Родина. – 2009. - № 12. – С. 19–23.
  13. Циолковский, К. О будущей жизни / К. Циолковский // Родина. – 1996. - № 6. – С. 80-81.
  14. Черненко, Г. «Гидрокосмос» Циолковского / Геннадий Черненко // Техника молодёжи. – 2011. - № 1. – С. 48–50.

 

Тэги:  Циолковский  улицы с именами ученых  камышинские улицы  улицы Камышина