Речники Камышина в дни Сталинградской битвы
Опубликовано - 26 мая 2023 г. 10:14, Изменено - 2 июля 2024 г. 14:20 в Великая Отечественная война - просмотров 135
Речники Камышина в дни Сталинградской битвы.
Она была , земля за Волгой
_Для нас земли за Волгой нет! –
Так говорили сталинградцы,
Давая Родине обет,
Что будут до конца сражаться.
А ведь она, земля была!
За Волгой – вплоть до океана,
И от Таймыра пролегла
До гор Памира и Тянь-Шаня.
Была, была земля за Волгой!
И без неё, как тут ни кинь,
Не удержался б город долго
На узкой кромке у реки.
Но из-за Волги вся держава
На помощь Сталинграду шла
Немыслимая переправа!
Но связь с Отчизною жила!
И вот от обоброны долгой
Пошли вперед мы! Враг дрожит,
Он окружён, не убежит!
Она была, земля за Волгой!
И потому был враг разбит!
/ П. Богданов, 1963 г.
К середине июля 1942 года междуречье Дона и Волги от Камышина до Астрахани было охвачено заревом пожарищ. Горели города и села. Горели еще не скошенные хлеба, горела степь… Десятки тысяч людей сорванные со своих мест войной со своими пожитками и скотом потянулись по степным дорогам к Волге. Эвакуировались предприятия, техника…Немецкие самолеты атаковали людей, технику, скот, которым и укрыться то в степи было негде.
Теплоход, потопленый немекими самолетами возле Камышиина. Рис. П. И. Бутяева.
Еще до начала Сталинградской битвы значительная часть флота Нижне-Волжского речного пароходства была занята перевозками в интересах действующих фронтов. Кроме того, значительное число паромных переправ через Волгу на участке от Замьяны до Камышина перевозили на левый берег скот, различные грузы и население, а на правый берег воинские грузы. В июле 1942 года, когда фронт приблизился к Сталинграду, возникла необходимость организовать переброску через Волгу на левый берег материальных ценностей и эвакуированных людей, а на правый – военной техники и снаряжений, бойцов Советской Армии. А когда Сталинград в ходе боев был отрезан от железных дорог, Волга стала его единственной связью с тылом.
По указанию Государственного Комитета Обороны решением обкома ВКП(б) и исполкома облсовета от 13 июля 1942 года созданы переправы в Камышине, Антиповке, Горном Балыклее, Горной Пролейке, Дубовке, Каменном Яре. В дни Сталинградской битвы на Нижней Волге действовало семь основных переправ. Главная была в Сталинграде, а вторая по значимости и важности в военном отношении в Камышине. Работа на переправе не останавливалась целые сутки. А еще три - в районах Беленького оврага, нефтебазы и села Терновка.
Наладить бесперебойную работу речной переправы в Камышине было поручено Алексею Николаевичу Иванову, которого война застала в должности начальника перевалочного пункта. Переправа действовала круглосуточно, летом и зимой. Через причалы шли войска с оружием и боеприпасами. За Волгу уходили от фашистов колхозники, вывозя скот, сельскохозяйственный инвентарь, семена… Кроме грузов военного назначения через камышинскую переправу было перевезено большое количество оборудования эвакуированных предприятий, имущество колхозов, совхозов, МТС, общественный скот хозяйств. Это позволило сохранить народному хозяйству огромные ценности, которые могли быть захвачены противником или уничтожены им. Камышинские переправы доставили на левый берег десятки различных воинских частей, в том числе 13-ю гвардейскую ордена Ленина стрелковую дивизию под командованием Героя Советского Союза гвардии генерал-майора А. И. Родимцева, которая позже сыграла особую роль в разгроме врага под Сталинградом.
Здесь же переправлялись через Волгу и части механизированного корпуса генерала Вольского, которые позже также сыграли важную роль в окружении армии Паулюса в Сталинграде. День и ночь трудились камышинские речники на судах местного флота. Ими же были перевезены и сотни тысяч тонн военного снаряжения и продовольствия. Враг знал о работе переправы и всячески стремился к тому, чтобы сорвать её работу, уничтожить пристани и суда. Фашистские стервятники пикировали на причалы, сбрасывали бомбы и прошивали пулеметными очередями палубы наших судов. Начиная с 24 июля, на огромной полосе от Астрахани до Саратова гитлеровцы беспрерывно совершали пиратские налеты на волжские суда, подвергая бомбардировке пассажирские и буксирные пароходы, баржи, линейные пристани. За 8 суток с 23 по 31 июля 1942 года фашистская авиация сбросила в реку 231 мину, таким образом, Волга на протяжении 400 км. от Камышина до Никольского, оказалась заминированной.
В своем дневнике очевидец тех событий работник стеклотарного завода Сергей Федорович Таранов (1910-2000) писал : «1 июля. Противник минирует фарватер Волги. Командование ПВО города приняло меры по прикрытия фарватера с помощью зенитных батарей, расположенных на берегах Волги и баржах. Но, несмотря на это, враг продолжает минировать Волгу в ночное время».
Самой первой жертвой на Волге стал буксирный пароход «Смоленск» (капитан А. К. Марфин), который следовал полным ходом вниз по реке из Камышина к Сталинграду. Он подорвался на мине недалеко от Луговой Пролейки, половина экипажа «Смоленска» погибла, остальных удалось спасти. В тот же день, 25 июля 1942 года три вражеских бомбардировщика атаковали пароход «Союзный ЦИК» (капитан Я. В. Баранов) в районе Камышина. На втором заходе бомба попала в машинное отделение судна и оно стало тонуть. На помощь команде тонущего парохода бросился Алексей Николаевич Иванов. Собрав несколько своих товарищей, на трех весельных лодках они пошли через Волгу. Фашистские самолеты так и кружили над рекой, выискивая очередную жертву, но мужественные речники не сдавались. Им удалось спасти с поврежденного судна 30 женщин и детей и благополучно доставить их на правый берег. На пароходе погибли капитан, несколько членов экипажа и трое детей…
В течение суток 28 июля 1942 года на Нижней Волге от Замьяны до Камышина погибли 11 судов, из которых 4 самоходных («Черкессия, «Бурят», «Чебоксары», «Память Шмелева»).
В течение 29 июля 1942 г. на Нижней Волге погибли 9 судов… Каждый день на реке погибали и суда и люди. За одну неделю с 25 по 31 июля от Замьяны до Камышина погибло 61 судно. Вся Нижняя Волга на протяжении более чем 500 км. озарялась пламенем пожаров. На её берегах и фарватерах непрерывно гремели взрывы бомб, в воздухе рвались зенитные снаряды, а небо расчерчивали пулевые трассы : полыхали пароходы и баржи, пристани и порты, населенные пункты и прибрежные постройки. Горели на воде нефтепродукты, которые сносило течением реки на большие расстояния. Казалось, пылает вся Волга! На берег выносило водой тела погибших взрослых и детей, перемазанные мазутом.
В 2010 году с группой пассажиров теплохода «Чапаев» на берег Камышина сошла ветеран Великой Отечественной войны, штурман речного флота Валентина Алексеевна Князева. В года войны она была шестнадцатилетней выпускницей Горьковского речного училища. И теперь, спустя много лет, вспоминает о страшных буднях волжских речников : «В 1942 году караваном в составе 16 судов мы следовали по Волге в Сталинград. Возле Камышина немецкие самолеты атаковали и начали расстреливать с воздуха караван. Волга кипела. На плаву осталось лишь три судна. Мы с подругой спаслись и выбрались на берег. Из Камышина мы отправились в Сталинград…»
Проявляя мужество и стойкость, похоронив погибших товарищей и перевязав раны искалеченным, они не прекращали свою работу. Каждый из них знал, что это вклад их в оборону Сталинграда, их передовая линия. Осколками были пробиты шинели речников, часто приходилось не спать несколько ночей подряд.
Чтобы хоть немного утолить голод ели макуху, овес, желуди… Маршал Советского Союза А. И. Еременко в своих воспоминаниях писал о работе волжских речников : «Нельзя не отметить здесь и четкую, самоотверженную работу паромных переправ, личный состав которых – в основном старые волжане-речники – проявил много находчивости, инициативы и стойкости». Видя большие потери и судов и людей на Волге, были предприняты определенные шаги, которые почти сразу же дали положительный результат, уменьшив потери в разы.
Так, 23 апреля 1942 года Сталинградский городской комитет обороны принял специальное постановление «Об охране судоходства по реке Волга от воздушного нападения противника на участке Камышин – Астрахань». В этом постановлении пароходство «Волготанкер» и Нижне-Волжское речное пароходство обязаны были организовать систему наблюдения за воздухом и водой, наладить бесперебойную связь по оповещению о минной и воздушной опасности. Было также возбуждено ходатайство перед ГКО о возложении на ВВФ обязанностей по конвоированию караванов речных судов, о выделении истребителей и зенитных средств для системы ПВО Нижней Волги.
В Камышине располагалась тыловая база Волжской военной флотилии. На участке от Камышина до Копановки минным постановкам авиации противника при конвоировании транспортов и нахождении в засадах на боевых участках оказывали противодействие бронекатера и сторожевые катера 4-й бригады речных кораблей. 19 мая на участке Сталинград – Камышин группа гвардейских бронекатеров своим эффективным огнем отразила налет 5 немецких самолетов, заставила их отказаться от атаки караванов судов и постановки мин с малых высот. Особенно отличился бронекатер № 33 лейтенанта К. И. Воробьева.
В течение 23-26 июля 1942 года в составе Сталинградского корпусного района ПВО (командир корпуса полковник Райнин) была сформирована группа ПВО бассейна Астрахань – Камышин под командованием подполковника И. В. Желтякова, состоявшая из отдельных батальонов и рот, вооруженных зенитными пулеметами, 25- и 37-миллиметровыми зенитными орудиями.
С 25 июля гитлеровскими стервятниками начались бомбовые удары по речным судам и их обстрел с воздуха пушечно-пулеметным огнем. Но речники не прекращали работу и вели свои суда через Волгу и доставляя свои грузы по назначению, проявляя при этом мужество и стойкость. 26 июля 1942 г. Нарком Речного Флота СССР своим приказом № 26 «О мероприятиях по обстановке пути на р. Волге от Камышина до Черного Яра» назначил чрезвычайные комиссии по обеспечению безопасности движения и стоянки судов. На участке Волги от Камышина до Сталинграда такая комиссия была создана под председательством старшего инспектора НВРП В. И. Езушина. Многие суда речного флота стали оснащаться зенитными средствами. На судах речного флота был введен институт комиссаров, которые обучали судовые команды владению зенитным оружием. Принятые меры по защите волжской коммуникации немедленно стали давать положительные результаты. В начале августа 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования своим приказом создала специальную оперативную группу во главе с первым заместителем начальника тыла Красной Армии генералом В. И. Виноградовым, на которую возлагалось руководство всеми перевозками, дорогами и переправами в районах Юго-Восточного и Сталинградского фронтов. Руководство этой специальной группой совместно с военными советами фронтов, партийными и советским организациями Сталинградской области создали специальное управление, которое ведало только воинскими переправами через Волгу. В число переправ через Волгу, вошедших в подчинение этого управления, вошла и ранее существовавшая переправа в Камышине. На эти переправы были утверждены военные коменданты во главе с опытными командирами-дорожниками, саперами или моряками. По всей Нижней Волге продолжалось развертывание постов наблюдения за минной и воздушной обстановкой : посты ВНОС ПВО страны, посты СНИС ВВФ, посты бакенщиков НВРП и др.
10 ноября 1942 г. на Волге пошел лед. Речникам приходилось теперь преодолевать новые трудности, проявляя чудеса мужества и отваги, изобретательности и инициативы они продолжали повседневно питать Сталинград снарядами, танками, теплой одеждой и продовольствием. Прорвав оборонительные линии противника, советские войска за три дня напряженных боев продвинулись на 60-70 км. Теперь речники должны были обеспечивать бесперебойную доставку всего необходимого наступающим войскам. Один за другим отходили от причалов суда, преодолевая тяжелые волжские льды…
Андреев Н. С справа
Большую работу проделывали экипажи санитарных транспортных судов речного флота по вывозке раненых непосредственно из районов боевых действий в глубокий тыл. Эти суда работали на Волге пока не начался сильный ледоход, то есть практически до второй половины ноября 1942 года. Одним из таких судов был и пассажирский пароход «Гончаров» (капитан А. И. Белодворцев), переоборудованный под санитарный транспорт СТ-54. На нем вывозили раненых из районов Дубовки, Горного Балыклея и Камышина и доставляли их в Саратов, Сызрань, Куйбышев и Казань. Пароход был оборудован на 300 мест для раненых, но всегда на его борту было по 1500-1800 человек.
В Камышине рядом с Алексеем Николаевичем Ивановым трудились во имя победы на причалах Г. А. Аркадьев, М. С. Попова, В. Н. Ульченко, Н. Ф. Мошков и многие другие.
Все грузы тогда перерабатывались вручную. Основная тяжесть труда легла на плечи женщин, заменивших ушедших на фронт мужей, сыновей, отцов. В те года многие камышане знали ударную бригаду волжских грузчиц, которой руководила Евдокия Землянкина.
Комсомольцы речного порта на восреснике по сбору металлолома 1941 г.
Не считаясь со временем, не страшась вражеских бомбардировок, они выполняли свой долг перед Родиной. На их глазах фашистские самолеты потопили грузовой теплоход «Черкессия» (капитан С. И. Сергеев) и нефтеналивную баржу «Акула».
176 тысяч тонн – таким был грузооборот нашей волжской переправы только за время Сталинградской битвы. Родина оценила труд камышинских речников, многим из них вручив правительственные награды.
Андреев Н. С.
Алексей Николаевич Иванов был награжден орденом Ленина и медалью «За оборону Сталинграда», а также двумя почетными значками Министерства речного флота. Капитан рейда, коммунист А. Н. Иванов долгие годы и после войны работал на своем посту. Его хорошо знал и глубоко уважал весь коллектив пристани Камышин. Медали «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» были вручены и Г. А. Аркадьеву, В. Н. Ульченко, М. С. Поповой, Н. Ф. Мошкову и другим речникам. В должности диспетчера погрузочно-разгрузочных работ на Камышинском участке Нижневолжского речного пароходства работал в годы войны Борис Васильевич Застегин.
Б. В. Застегин
За проявленную смекалку, мужество и героизм Борис Васильевич был награжден боевым орденом «Красная Звезда».
Давно отгремели военные залпы, но в сердцах людских навечно останется подвиг скромных тружеников войны – камышинских речников.
8 мая 1965 года на центральной набережной города, в начале улицы Октябрьской, у главного спуска к Волге была установлена мемориальная доска, на которой увековечено, что «Здесь в период великой битвы на Волге 1942-1943 годах работала переправа. Суда Волжской военной флотилии и речного флота под бомбардировкой противника с воздуха перевозили войска, военную технику и народно-хозяйственное имущество». На торжественном открытии было предоставлено слово и старейшему работнику речного флота А. Н. Иванову.
А 12 ноября 2015 года на волжской набережной Камышина был установлен и Памятный знак камышанам-речникам и морякам. Открытие его было приурочено к 11-12 ноября, в эти дни 1942 года кипела деятельность по организации 13-го механизированного корпуса, переданного в распоряжение 62-й Армии под командованием В. Чуйкова. В числе камышан, пришедших на торжественное открытие памятника, были родственники внуки начальника Камышинского речпорта в годы войны Геннадия Александровича Аркадьева. Камышанка Софья Ерекина рассказала о своих родных, отдавших долгие годы работе в Камышинском речпорту. Её дед Николай Иванович Иванов и дядя Алексей Николаевич Иванов были отважными речниками. «Дед был знаменитым на всю Волгу шкипером. За добросовестный труд оба были награждены орденом Красной Звезды. В 1942 году награду им вручал в Кремле лично Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин» - вспоминает Софья Константиновна.
Подвиг и мужество волжских речников не померкнет со временем. Простые труженики тыла становились настоящими героями равными тем, кто сражался тогда на самой передовой линии огня…. Они все приближали Победу и мы о них помним...
Литература:
- Еременко, А. И. (Маршал Советского Союза) Сталинградская битва (Из воспоминаний) / А. И. Еременко. – Сталинград : Сталинградское книжное издательство, 1958. – С. 92-93.
- .Камышин - рядовой Победы [Изоматериал] : [альбом] / [Администрация городского округа - город Камышин ; авт.-сост.: В. М. Шамаев, Ю. Ф. Ефременко, И. В. Егорова]. - Камышин : [б. и.], 2012. - 12 л. : фот
- .Плехов, И. М. В огне сталинградских переправ / И. М. Плехов, С. П. Хватов, Г. И Захаров. – 2-е изд. – Волгоград : Комитет по печати, 1996. – 288 с. : ил.
- .Локтионов, И. И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне / И. И. Локтионов. - Москва : Воениздат, 1974. - 182 с. : ил.
- .Богданов, П. Она была, земля за Волгой / П. Богданов // Астраханские казаки Царицынской станицы . Кн. вторая / К. М. Перфильева. - Волгоград : Станица-2, 2007. – С. 270.
- .Тажуризин, А. Речники в боях за Сталинград / А. Тажуризин // Героический Сталинград / ред. М. А. Водолагин. - Сталинград : Сталинградское книгоиздательство, 1944. - С. 107-115.
***
- .Баранников, Г. (бывший председатель райисполкома) Тревожный октябрь / Г. Баранников // Ленинское знамя. – 1969. – 7 нояб. (№ 179). – С. 3.
- Волгин, А. Волжская переправа / А. Волгин // Ленинское знамя. - 1970. - 3 февр. (№ 19). - С. 2.
- Все для фронта // Ленинское знамя. - 1993. - 2 февр. (№ 18). - С. 2 : ил.
- Караваева, М. О героях былых времён / М. Караваева // Диалог. - 2014. - 9 мая (№ 99/101). - С. 9 : фот.цв.
- Караваева, М. Якорь памяти и чайки душ / М. Караваева // Диалог. - 2015. - 14 нояб. (№ 170). - С. 3 : фот.цв.
- Лупанова, Н. Дуют ветры волжские / Н. Лупанова // Ленинское знамя. - 1980. - 26 нояб. (№ 188). - С. 4.
- Мамонтов, В. И стал Камышин портом пяти морей / В. Мамонтов, В. Федорков // Диалог. - Камышин, 2003. - 11 сент. (№ 173). - С. 3 : ил.
- Сталинградские конвои // Камертон. – 2013. – 12 июня (№ 43). – С. 3 : ил.
- Ульченко, А. У волжских причалов / А. Ульченко // Ленинское знамя. - 1967. - 4 нояб. (№ 177). - С. 3.
- Установлена мемориальная доска // Ленинское знамя. - 1965. - 11 мая (№ 75). - С. 2.
Тэги: Сталинградская битва участники Великой Отечественной войны речники