Волконский Николай Петрович (1867-1958)

Опубликовано  -  1 января 1970 г. 15:10, Изменено  -  3 июля 2024 г. 16:27 в Камышане - это мы  -  просмотров 19

Волконский НИколай Петрович (02.12.1867 (д. Кресцово Петропавловской волости Даниловского уезда Ярославской губернии) - 1958 (г. Камышин)) - известный камышанин, художник, скульптор.

 

2 декабря 1867 года в крестьянской семье Петра Михайловича Волконского и его жены Ефросинии Сергеевны в деревне Кресцово Петропавловской волости Даниловского уезда Ярославской губернии родился сын Николай. С детства он помогал отцу боронить землю, косить и убирать сено, таскать бревна… Трудная деревенская жизнь в дальнейшем благотворно повлияла не только на физическое, но и на нравственное развитие юноши. Николай с детства любил рисовать. Рос сильным, крепким, что  особенно было важно для будущего увлечения скульптурой. До 14 лет он жил в родной деревне, а после окончания земского начального училища в 15 лет отец направил его в мальчики в лепную мастерскую в Петербург. Так он стал учеником в частной лепной мастерской.


Учеба в Петербурге


Город на Неве встретил Николая неприветливо. В мастерской мальчика били, заставляли бегать в лавочку и выполнять всякую тяжелую подручную работу. Но по воскресеньям и праздничным дням он был свободен и мог, не боясь никого, совершенно свободно заниматься своим любимым делом – лепкой. Страстно желая отдать всего себя творчеству, он посещает вольнослушателем начальную рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица (ЦУТР) и попадает в класс профессора В. А. Беклемишева.

Художественно-промышленная  академия, г.  Санкт – Петербург.

Потом выдержал экзамен в само училище. Здесь, в училище, он делает рисунки для оформления дворцов и музеев, канделябры, украшения, бра, ручные зеркала. По его эскизу было выполнено блюдо и солонка из серебра в два пуда весом и проданы в один из музеев Германии. На его работе была сделана  надпись : «Исполнено по рисунку-композиции ученика Центрального Рисовального училища б. Штиглица Н. ВОЛКОНСКОГО». Николай Волконский блестяще учился, но военная служба прерывает учение, и в 1891 году он становится рядовым 139-го пехотного Моршанского полка, но, к счастью, военная служба длилась совсем недолго. Николай был освобождён по так называемому счастливому жребию.
Через год он уже работал рисовальщиком и скульптором на столярной мебельной фабрике Мельцера в Петербурге. Фабрика с безупречной репутацией являлась главным поставщиком изделий императорской семьи, крупных промышленников, банкиров. Возвращение в Северную столицу позволило ему  продолжить обучение любимому делу. Вначале Волконский становится вольнослушателем, а затем и студентом Петербургской Академии художеств.
В 1896 году Николай Волконский становится участником ученической забастовки, за что был исключен из Академии. Но вскоре его вновь приняли. «Мною  были сделаны  модели,  по которым  вырубили  из камня  украшения  фасада   музея  училища  Штиглица  в Петербурге, – писал позже Волконский  в своей  автобиографии. - Я участвовал  в работе  по исполнению  моделей украшения корабля  «Полярная  Звезда».



 

На  этой  императорской  яхте «Полярная звезда»  24  августа 1906 года в Копенгаген  прибыла  Государыня  Императрица  Мария Федоровна.
В 1897 году, после исключения из Академии, он уезжает из Петербурга на Волгу в Саратов.


Саратовские годы

С 1897 года жизнь Волконского связана с городом Саратовом. По рекомендации Академии Николая Петровича  и еще нескольких выпускников ЦУТР пригласили в Боголюбовское рисовальное училище, которое только открывалось в Саратове (23 февраля 1897 года). Алексей Петрович Боголюбов – внук известного писателя-революционера А. Н. Радищева, художник и педагог, организовал в Саратове художественный музей, который стали называть «Эрмитаж Поволжья», и художественное училище, которое стали называть по имени основателя. Оно принадлежало к числу старейших училищ подобного профиля в стране. В это время Николай Петрович Волконский уже был семейным человеком, отцом двух детей. Положение его обязывало к определенному статусу, и Волконский согласился. Так в Саратове появился первый профессиональный скульптор, преподаватель класса лепки формовки. Много лет Волконский проработал преподавателем в этом училище. В принципах преподавания Волконский придерживался правил ЦУТР, по воспоминаниям был требователен, строг и при этом всегда внимательным к ученикам. Он учил лепке и рисованию и учащихся всех саратовских гимназий и училищ. Учил даже матросов военной флотилии и глухонемых детей,  преподавал лепку в детских колониях губернии… Одновременно Николай Петрович упорно работал и над собственными произведениями, получая почетные заказы даже из Петербурга. Так, он изготовил вазы, отлично вписавшиеся в интерьер эрмитажной лестницы, по его чертежам создавалась мебель для Зимнего дворца.
В апреле 1898 года,  скульптуры Н. П. Волконского экспонировались на  I художественной выставке в Саратове вместе с работами других авторов И. Я. Гинцбурга и  П. П. Ганского.
В 1900 г. Волконский был командирован в Париж для посещения Всемирной выставки, где он пробыл 21 день.  С этой выставки он вернулся под большим впечатлением от произведений Огюста Родена, которым на этой выставке был предоставлен отдельный павильон.
В этот период он непрерывно работает. По его чертежам создавалась мебель для Зимнего дворца. По его моделям украшались потолки в кабинете большого дворца в Царском Селе. Не только дворцы украшались Н. П. Волконским, но и павильоны Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, а также павильоны Всемирных выставок в Чикаго и Копенгагене разрабатывались тоже при его участии.
В 1899-1900 годах в Саратове на углу улиц Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти) и Ильинской (Чапаева) появился дом аптекаря Фридолина, спроектированного архитектором Юрием Николаевичем Терликовым. Газета «Саратовский листок», описывая дом магистра фармации А. Г. Фридолина, особо отметила новинки в архитектуре – «гипсовые скульптурные украшения скульптора Н. П. Волконского» : «На фронтонах красуются громадные акротерии, на колонах и пилястрах – ионические с гирляндами капители, имеется символическая арматура специально аптекарско-торгово-промышленного характера: с жезлом и шапкой Меркурий, с чашами и змеями Эскулап".
За прошедшие годы здание, выполненное в духе эклектизма, хотя и утратило часть своего убранства, но и сейчас выделяется в окружающей застройке избыточным декором.


 

Дом аптекаря А. Г. Фридолина

Другая достопримечательность Саратова - торговый дом Андрея Бендера (сейчас — это здание горсовета на Первомайской улице).

 

Торговый дом Андрея Бендера

 

Николай  Петрович Волконский вылепил фигуру Марса — бога войны  и подготовил проект украшения фасада здания, а его ученик  Павел Дундук — сделал фигуру льва и лепной орнамент. Здание находится на Первомайской улице в Волжском районе города и является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

 

В 1901 году Волконский участвовал в конкурсе на проект памятника Александру II. 4 января 1896 года Саратовская городская дума постановила «для увековечения памяти Великого Преобразователя России царя Освободителя Александра II-го соорудить в Саратове памятник… за счет городских средств и добровольных пожертвований жителей Саратовской губернии». Среди одиннадцати представленных проектов - работа Н. П. Волконского под девизом «Царь освободил, а мужик не забыл» при первом голосовании была выдвинута на первую премию в 1500 рублей. Однако проект воплощен не был, строительный комитет принял решение соорудить памятник по другим проектам. Да и потом судьба памятника сложилась непросто.  Закладка памятника Александру II произошла 30 мая 1907 года. На ней присутствовали многие важные люди губернии. Открытие было приурочено к 50-летию освобождения крестьян, в 1911 году. А 22 сентября 1918 года памятник был снят с пьедестала. Постамент был использован для памятника Дзержинскому, одна из фигур, окружающих памятник, стала памятником первой учительнице, идея памятника была использована в памятнике Столыпину, а на месте памятника был возведён памятник Чернышевскому…
 В 1902 (в некоторых источниках в 1903) году в парке «Липки» г. Саратова были установлены 14 бюстов–портретов выдающихся русских писателей и философов, преподнесенных в дар городу талантливым скульптором : А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н.Толстова… Среди них и статуя  девочки – его дочери… Этот комплекс памятников называли ещё Аллеей писателей. Бюсты украшали главную аллею парка, проходящую параллельно Волжской улице. Они  были отлиты  и безвозмездно   поставлены  на  пьедесталы.
В настоящее время, к сожалению,  от этой аллеи ничего не сохранилось : памятники разрушались временем и вандалами, некоторые утрачены насовсем, некоторые были отреставрированы и позже установлены на невысокие фигурные постаменты, а большая часть бюстов перевезена в село Усть-Курдюм, где была вновь установлена (на более скромные кирпичные постаменты) в парке Первой учительницы.

Аллея Писателей от главного входа

Волконский участвует во многих художественных выставках и конкурсах по созданию памятников.

Когда грянула революция, то идеи её потянули многих за собой. Захватили они и скульптора Волконского. Незадолго до революции вступил он в ряды большевиков. И жизнь, и творчество Николая Петровича отражали тот душевный настрой, который охватил в это время всех, кто не просто жаждал новой жизни, но и хотел стать её творцом….

По инициативе Волконского в Саратове был открыт Рабочий Политехникум. Он должен был объединить труд, науку и искусство и был одновременно и промышленным предприятием, и своеобразным университетом культуры. Эту инициативу горячо одобрил М. И. Калинин, посетивший в то время Саратов. Хотя этот  проект не получает поддержки в Саратове, Калинин помогает Волконскому встретиться в Москве с Лениным и Луначарским по этому вопросу. И вот уже скульптор вдохновенно читает лекции об искусстве для рабочих. Волконский участвует в создании памятников борцам революции, выполняет много бюстов-портретов : К. Маркса,     В. И. Ленина, М. Калинина. Многие  помнят пароход  им. Калинина, но мало  кто обращал  внимание на бюст  Михаила Ивановича Калинина, который   был изготовлен Волконским.

Николай Петрович активно  участвовал  в жизни  партийной  организации,  являясь  с 1917 года  членом партии коммунистов. Участвовал  в работе I Всесоюзной  изобразительной конференции   в Москве.

 В 1920 году он становится автором памятника газете «Искра» и её работникам-подпольщикам с барельефным портретом Ленина, установленный  в «Липках» в ознаменование подпольной работы ВКП(б). Обелиск находился на одной из аллей парка культуры и отдыха (предположительно ближе к филармонии).

 

Памятник газете «Искра»

Монумент представлял собой невысокий четырёхгранный обелиск, с пламенем на вершине и барельефом газеты в центре. Верхнюю часть памятника украшала знаменитая строка из стихотворения декабриста И. С. Одоевского: "Из искры возгорится пламя". В настоящее время и этот малоизвестный обелиск не сохранился, как и большинство памятников, украшавших парк до его реконструкции.

 Николай Петрович отливал и создавал барельефы памятника «Борцам революции» на площади «Октября 1905 года» города Саратова.

В 1922 году саратовский губисполком направляет Волконского в Баку с проектом памятника «26-ти комиссарам», а в следующем году по поручению того же саратовского губисполкома Николай Петрович едет в Томск  на конкурс памятника «Павшим за революцию».  Его руками были сделаны надмогильные бюсты похороненных на Воскресенском кладбище Саратова  писателя Н. Э. Каронина-Петропавловского  и бывшего политического ссыльного, библиотекаря Коммерческого собрания, известной в Саратове личности, Валериана Александровича Балмашева.

Как художника прикладного искусства, Волконского часто можно было видеть на сезонно-строительных работах за лепными и скульптурными работами, украсившими немало зданий в Саратове. В Саратовском Радищевском музее хранится две его работы – портрет Н. Е. Каронина-Петропавловского и автопортрет.

К  столетнему  юбилею Н. Г. Чернышевского им  был сделан  бюст-портрет писателя, который  находился  в  университете им. Чернышевского.

 

Бюст Н. Е. Каронина-Петропавловского  на Воскресенском кладбище г. Саратова.

Волконский в Камышине

 В 1927 году Николай Петрович Волконский приезжает в Камышин. От первого брака у него было 10 детей : 5 сыновей  и 5 дочерей. Но в 1935 году жена Николая Петровича умерла, и он женится вторично. Детей от второго брака не было. В Камышине  Анна Петровна – его супруга работала  санитарным врачом.

Художников в городе в то время не было совсем и он берет на себя их функции. Он так же занимался преподавательской деятельностью. В камышинских школах № 4 и № 10 Николай Петрович был учителем рисования и черчения. Среди его учеников были Герои  Советского Союза  Алексей Петрович Маресьев и Герман Николаевич Липкин. Работу свою он любил, любил и своих учеников, отдавал им все свое свободное время. Кроме того,  он  организует кружки рисования и художественную студию. Уровень преподавания был очень высок. Коренной камышанин Николай Ерофеев тоже учился рисунку и живописи у Волконского и со временем стал известным, не только у нас в городе, мастером. Его лучшие работы стоят вровень с творчеством художников-профессионалов.  Вспоминая о своих детских занятиях рисованием, наш легендарный земляк Алексей Петрович Маресьев на страницах журнала «Юный художник» рассказывал, как трудно давались будущему герою эти уроки : «Художником я не стал, но рисование закалило мою волю, которая так пригодилась мне в войне, да и во всей последующей жизни».

Н. П. Волконский с женой 1949 г.

Многие камышане с благодарностью вспоминали седовласого учителя, который с мальчишеской увлеченностью рассказывал о прекрасном. С учащимися школы № 4 Волконский ставил на сцене клуба учителей живую картину на тему 1 мая, а с учащимися сельскохозяйственного техникума поставил последний акт произведения Гоголя «Ревизор».

Здесь, в Камышине, Николай Петрович Волконский  продолжал  активную  работу и по  изготовлению памятников. Участвовал в объявленном конкурсе на лучший памятник С. М. Кирову в Астрахани.

Н. П. Волконский (крайний справа) на приемке  1-ой школы

В 1937 году, когда камышане пришли на выборы 12 декабря, они увидели два агитационных бюста работы Волконского : Марии Степановны Мухортовой и Николая Николаевича Дубинина.

На  конкурс  по созданию памятника В. И. Ленина  в г. Камышине им было представлено в моделях  два проекта.  Многие камышане  помнят  памятник Ленину  перед входом  в городской парк. Это была работа Волконского. Другой памятник Ленину, установленный в 1938 году около стеклотарного завода, тоже работа скульптора Волконского. Одна из малой толики его работ, сохранившихся до наших дней.

Он очень любил наш город, ставший за долгие годы родным. Много работ скульптора Волконского украшали Камышин.

Н. П. Волконский в мастерской

Перед зданием второй школы (у бывшего Пушкинского училища, где сейчас находится городской комитет по культуре) был установлен бюст А. С. Пушкина.  Для центрального городского парка  им были безвозмездно подарены и  поставлены  5  бюстов  русских писателей : Пушкина, Гоголя, Некрасова, Белинского и Чернышевского.

Бюсты у эстрады в центральном городском парке.

Скульптуры работы Волконского в городском парке.

Скульптурные работы, выполненные мастером, украшали большую часть парка. Многие камышане, наверняка, помнят их.

У многих сохранились в семейных альбомах старые фотографии, сделанные на фоне работ известного скульптора. Особенно камышинской детворе нравилось фотографироваться «с мишками».

Фото, найденное на просторах Интернета.

Б. И. и В. В. Филины  в городском парке.

М. В. Горбунова у вазы-клумбы. Городской парк 2 июля 1950 г.

Вообще, до войны наш камышинский парк считался одним из лучших в Поволжье. Теперь, как и в саратовских «Липках», ни одной из его работ здесь не сохранилось…

Старожилы Камышина, наверняка,  помнят вазы-клумбы, которые украшали город, подобные той, что сохранилась на фото в городском парке. Например, в Детском парке за «Дружбой», они находились около входа в  ресторан «Вечерний».  А на углу улиц Гоголя и Гороховской был поставлен бюст Н. В. Гоголя и фигура девочки…

Два года  Волконский  был редактором  стенгазеты камышинского Союза  Рабис.

По воспоминаниям современников скульптор  частенько приезжал в Саратов, обратно его кто-нибудь обязательно провожал к пароходу, так как у Волконского постепенно слабело зрение.

Николай Петрович жил на ул. Набережной, 34.  Он прожил в Камышине целую жизнь до самой кончины в 1958 году. В нежилом доме организовал мастерскую и все время работал, творил…

В 1959 году в городе Камышине стали всерьёз обсуждать вопрос о необходимости создания своего краеведческого музея. Самыми первыми и уникальными экспонатами будущего музея стали в числе прочих и работы скульптора Волконского: портрет политкаторжанина Стрепетова, портрет А. С. Пушкина и портрет жены скульптора.  В числе самых первых музейных экспозиций, развернутых после открытия музея в 1961 году, была экспозиция о жизни и творчестве Николая Петровича Волконского.

В годы Великой Отечественной войны   наш маленький город превратился в большой госпиталь. Население города увеличилось в восемь раз! Раненые, эвакуированные, военные и всех надо было встретить, разместить, накормить, вылечить…. Многие здания Камышина быстро переоборудуются в госпитали. Мастерская Волконского стала одним из них. Сегодня это здание не сохранилось.

 Последние годы жизни были непростыми для художника - он начал терять зрение. И все равно, он не расставался с глиной. Николай Петрович Волконский умер в 1958 году в возрасте 90 лет. Его сын – Лев Николаевич, тоже скульптор, сделал для надгробия отливку из гипса с «Автопортрета» Николая Петровича. Бюст Николая Петровича Волконского установлен на его могиле,  на старом кладбище Камышина.

Бюст Н. П. Волконского на старом кладбище Камышина.

В семидесятые годы  прошлого столетия  за  могилой ухаживали  учащиеся школы № 3.  Учителя школы Евдокия Петровна Верголасова и Сергей Борисович Пехтелев вместе с ребятами  каждый год возлагали цветы на могилки, где  захоронен Волконский  и его  жена.

А в августе 2017 года  Камышин посетили родственники Николая Петровича : Светлана Владимировна Волконская (внучка скульптора) и её дочь Влада (правнучка Николая Петровича). Они посмотрели наш город и посетили могилу деда и прадеда.

 

С. В. Волконская с дочерью на могиле дедушки.

Родные скульптора ознакомились с творчеством Николая Петровича в Камышинском историко-краеведческом музее и оставили для музея подборку фотографий из семейного архива. В декабре 2017 года все камышане смогут посмотреть в нашем музее выставку, подготовленную к 150-летию со дня рождения Н. П. Волконского.

Память живёт

Одним из лучших учеников и последователей Волконского становится Александр Павлович Кибальников, уроженец села Орехово Волгоградской области. Народный художник СССР, Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий второй степени, действительный член АХ СССР. Александр Павлович Кибальников автор монументов в Москве, Саратове, Волгограде, Бресте…. Каждому саратовцу известно имя выдающегося волжского скульптора Александра Павловича Кибальникова, который за свою большую творческую жизнь создал значительные художественные произведения, посвященные выдающимся общественным и политическим деятелям, поэтам, представителям культуры, искусства и науки, героическим воинам. Четыре памятника работы Александра Кибальникова – Н. Г. Чернышевскому, В. И. Ленину, А. Н. Радищеву, К. А. Федину – являются саратовскими достопримечательностями. 7 сентября 2012 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски народному художнику СССР, действительному члену Академии художеств СССР, лауреату Ленинской и Государственной премий, Почетному гражданину города Саратова Александру Павловичу Кибальникову. Открытие мемориальной доски приурочено к 100-летию со дня рождения Александра Павловича Кибальникова.  И  мы,  камышане,  должны  гордиться тем,  что  этот  выдающийся художник, скульптор  обучался  у  Николая  Петровича Волконского.

 Другим известным учеником Волконского был Павел Федорович Дундук. Четыре года Павел  учился у известного скульптора, получая уроки лепки и формовки. И за это время он стал одним из любимых учеников Николая Петровича. Вот почему, даже после окончания училища, ученик и учитель были связаны тесными узами дружбы. Волконский, участвуя в оформлении жилых зданий города, часто привлекал к этой работе и П. Дундука. Ими был украшен торговый дом Андрея Бендера, о котором мы уже упомянули, рассказывая о творчестве Н. П. Волконского в Саратове.  Сегодня  о творчестве известного ученика Волконского Павла Федоровича Дундука напоминают скульптурные украшения на зданиях Крытого рынка, горисполкома, гостиницы «Волга». Сохранились пять эскизов к скульптуре «Н. Г. Чернышевский — революционер-просветитель», бюст Н. Г. Чернышевского, хранящийся в Доме-музее Н. Г. Чернышевского, скульптура «Н. Г. Чернышевский — просветитель» (в вестибюле 25-й школы имени Н. Г. Чернышевского) и  один из вариантов памятника Ф. Э. Дзержинскому (в музее имени А. Н. Радищева), - всё это интересное, ценное наследие, которое сохранилось до наших дней.

У Волконского обучался и уроженец   города  Камышина Камбаров Илья Алексеевич, тоже впоследствии ставший известным скульптором и педагогом, работал преподавателем в различных общеобразовательных школах, а затем в Уральском художественном техникуме. С нашим городом связана практически вся творческая жизнь мастера. И. А. Камбаров активно участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, выполнив в 1920-х гг. мемориальные доски, посвященные Я. М. Свердлову, Карлу Либкнехту, участнику гражданской войны Н. Г. Толмачеву, а к 200-летию Екатеринбурга создал барельеф «Строителю города». Скульптор много внимания уделял монументально-декоративной пластике; его рельефы до настоящего времени украшают фронтоны окружного Дома офицеров и некоторых других административных зданий города Екатеринбурга. Начиная с 1910 г. Илья Алексеевич был участником многих выставок, состоял членом Ассоциации художников революционной России, а затем членом Союза художников СССР. Его работы экспонируются в Екатеринбургской, Пермской картинных галереях, других художественных музеях страны.

Гордился Николай Петрович и другой своей ученицей – камышанкой Г. Д. Ефимовой, которая быстро освоила приемы работы с глиной, делала бюсты, портреты, отливала скульптурные предметы…

Время скоротечно, не стало самого Николая Петровича, нет уже и многих его учеников.… Очень мало его работ осталось в городе, время разрушает и их, но камышане помнят своего известного мастера, делавшего наш город изысканно красивым. Сохранился пока  памятник Ленину у стеклотарного завода.

И остались редкие  фотографии его работ.

 

 Память о выдающемся скульпторе хранят и материалы, хранящиеся в фондах Камышинского историко-краеведческого музея. Надо сказать, что не только наш город вспоминает о талантливом скульпторе. К 100-летию со дня рождения Николая Петровича Волконского материалы о нем запрашивали Саратовское художественное училище и Ленинградская Академия художеств, Ярославский художественный музей. Значит, память о мастере жива.

 

Литература:

  1. Золотарева, В. Жизнерадостный труд души / В. Золотарева // Камышин. Страницы истории. – Волгоград : Комитет по печати, 1994. – С. 82-88.
  2. Золотарёва, В. Скульптор Волконский / Валентина Золотарёва // Известные камышане двадцатого века. – Камышин, 2003. – С. 43-46.
  3. Шамаев, В. Скульптор Волконский / В. Шамаев // Родник - 2015. - № 1(8). – С. 105-108 : фот.
  4. Шендаков, Г. Н. Роль городского музея в развитии краеведения в Камышине / Г. Н. Шендаков // Город старый, город новый. Камышин, 1999. - Вып. 3. - С. 55-61.

***

  1. Караваева, М. До двухсот расти, ты без старости! / М. Караваева // Диалог. - 2017. - 10 июня (№ 86). - С. 5 : фот. цв.
  2. Тутаева, Н. Скульптор Волконский / Н. Тутаева // Ленинское знамя. - 1968. - 12 янв. (№ 7). - С. 4.
  3. Чеботарев, С. О судьбе Мастера / С. Чеботарев // Камышинский Еженедельник БС пресс. - 2002. - 27 февр. (№ 9). - С. 5 : фот.
  4. Шамаев, В. Скульптор Волконский / В. Шамаев // Камертон. - 2013. - 20 февр. (№ 13). - С. 3 : фот.

 

Электронные ресурсы:

  1. Брун, М. 35-летний юбилей скульптора Н. П. Волконского / М. Брун // Поволжская правда. - Саратов, 1929. - 29 мая (№ 118 (289)). - С. 4 : портр. – То же [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://library.sgu.ru/elcol/1135.htm (дата обращения 29.11.2017)
  2. В Камышине гостит внучка известного скульптора Николая Петровича Волконского [Электронный ресурс] // http://dialog1918.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://dialog1918.ru/2017/08/17/v-kamyshine-gostit-vnuchka-izvestnogo-skulptora-nikolaya-petrovicha-volkonskogo/ (дата обращения 03.11.2017)
  3. В Камышине побывали родственники знаменитого скульптора Волконского, творившего в нашем городе [Электронный ресурс] // kamport.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://www.kamport.ru/news/one/v_kamyshine_pobyvali_rodstvenniki_znamenitogo_skulptora_volkonskogo_tvorivshego_v_nashem_gorode (дата обращения 29.11.2017)
  4. Ганский В. М. Дорогие мои саратовцы. Книга первая. Лики великих [Электронный ресурс] : сборник очерков и эссе / В. М. Ганский. - Саратов, 2013. – 222 с. – Режим доступа: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=444623 (дата обращения 05.10.2017)
  5. Дундук П. Ф. [Электронный ресурс] // elsso.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://elsso.ru/cont/ppl/49.html (дата обращения 03.11.2017)
  6. Золотарева, В. Жил в Камышине скульптор / В. Золотарева // Ленинское знамя. - 1988. - 28 сент. (№ 156). - С. 3.
  7. Камбаров Илья Алексеевич [Электронный ресурс] // http://semantic.uraic.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?f=p&o1=9117&q=true (дата обращения 03.11.2017)
  8. Кашанин, А. Юрий Терликов: большой стиль: он соединял русское и византийское в архитектуре [Электронный ресурс] / А. Кашанин // vzsar.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://www.vzsar.ru/special/2015/04/09/urii-terlikov--bolshoi-stil.html (дата обращения 05.10.2017)
  9. Козловский, И. Аллея Писателей [Электронный ресурс] / И. Козловский // saratovregion.ucoz.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/monuments/alleja_pisatelei.htm (дата обращения 05.10.2017)
  10. Козловский, И. Памятник газете "Искра" [Электронный ресурс] / И. Козловский // saratovregion.ucoz.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/monuments/iskra.htm (дата обращения 05.10.2017)
  11. Об училище [Электронный ресурс] // shubogolubov.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://shubogolubov.ru/ (дата обращения 05.10.2017)
  12. Савельева, Е. Он сделал памятник газете «Искра»: с 1897-го по 1927 год скульптор Николай Волконский жил в Саратове [Электронный ресурс] / Е. Савельева // fn-volga.ru . – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: https://fn-volga.ru/newspaperArticle/view/id/2371 (дата обращения 28.09.2017)
  13. haratokina. Н. Е. Каронин-Петропавловский : фото [Электронный ресурс] / haratokina // m.fotki.yandex.ru. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: https://m.fotki.yandex.ru/users/haratokina/view/820054/ (дата обращения 05.10.2017)

 

Тэги:  Волконский Николай Петрович  известные камышане  камышинские художники  камышинские скульпторы