Готовицкий Михаил Хрисанфович (1876 - 1937)
Опубликовано - 1 января 1970 г. 16:13, Изменено - 3 июля 2024 г. 8:44 в Камышане - это мы - просмотров 8
Михаил Хрисанфович Готовицкий (17.08.1876 (с. Грязнуха Верхне-Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне Вишнёвое Жирновского района) - 09.10.1937 (Москва)) - камышинский уездный предводитель дворянства, член IV Государственной Думы, почетный мировой судья по Камышинскому уезду (с 1910-по 1915 гг), член попечительного совета Камышинской женской гимназии(1904-1909 гг),член губернской землеустроительной комиссии от земства... В 1937 был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне, реабилитирован 16 января 1989 г....
Михаил Хрисанфович родился в селе Грязнуха (ныне Вишнёвое Жирновского района) в 1876 году, в семье, происходившей из старинного малороссийского дворянского рода. Он был младшим сыном статского советника и полицмейстера Саратова Х. М. Готовицкого.
Во владении Готовицких были когда-то обширные земельные угодья и более тысячи душ крепостных. Однако, после 1861 года, когда крестьяне получили свобо-ду, а доходы от раздробленных между наследниками имений уменьшились, достаток членов семьи Готовицких стал очень скромным. Отец семейства Хрисанф Михайлович не бедствовал, но детям много дать не мог. У младшего сына Михаила Хрисанфовича не оказалось ни земель, ни собственного дома и ему пришлось довольствоваться скромным жалованьем чиновника. Женившись на простой крестьянке, он поселился в Камышине, где и прожил большую часть своей жизни. По свидетельству его сослуживца К. С. Трофимова, М. Х. Готовицкому была знакома «некоторая бедность». Получив домашнее образование, в 1896 году он выдержал экзамен при саратовском Александро-Мариинском реальном училище. Затем выехал на лечение в немецкий курорт Наугейм. В следующем году, вернувшись в Россию, поступил в 39-й драгунский Нарвский полк на правах вольноопределяющегося 1-го разряда и был командирован в Тверское кавалерийское юнкерское училище. В 1898 году он выходит в запас по болезни и устраивается чиновником особых поручений при Саратовском губернаторе. А в 1902 году Михаил Хрисанфович был назначен земским начальником I-го участка Камышинского уезда. О его отношениях с местным населением красноречиво говорит такой факт: в 1903 г. он, не умея плавать, спас тонувшую крестьянскую девочку. Когда в 1907 г. М. Х. Готовицкий уходил с этой должности, он удостоился от сельского схода села Лесной Карамыш редкой награды – Лесно-Камышинское сельское общество (свыше 10000 человек) избрало его своим членом : «приняв во внимание его (Михаила Хрисанфовича – А. К.) плодотворную службу и его доброе отношение к нам, выражавшегося всегда в попечении о наших крестьянских нуждах, в особенности в года неурожая, - Постановили: в благодарность и на добрую память о чем, просить его вступить в среду нашего общества со всеми правами членов оного». Губернатор в записке министру Внутренних Дел пишет о Михаиле Хрисанфовиче : «Готовицкий отличается безупречной репутацией, … в обществе пользуется прекрасной популярностью».
Михаил Хрисанфович с сыном.
В 1907 г. Михаил Хрисанфович назначается непременным членом 3емлеустроительной комиссии Камышинского уезда, а в июле избирается местным предводителем дворянства. С 1909 г. он совмещает этот пост с должностью председателя уездной земской управы. Чтобы получить возможность участвовать в работе земских учреждений он приобрел здесь в кредит 300 десятин земли. Во время неурожаев М. Х. Готовицкий деятельно участвовал в оказании помощи населению, которую крестьяне оценили в нескольких одобрительных приговорах. При организации общественных работ Михаил Хрисанфович выступил против вмешательства столичной «трудовой помощи», доказывая, что с этой задачей лучше справятся местные силы, не требовавшие, в отличие от прибывших в уезд петербургских чиновников, значительного содержания из сумм, выделявшихся голодающим. Это послужило началом конфликта М. Х. Готовицкого с официальной властью, на протяжении нескольких лет выражавшегося в прокурорском преследовании.
С 1910 по 1916 годы Михаил Хрисанфович - член губернской землеустроительной комиссии от земства.
С 1903 по 1917 избирается гласным Камышинского уездного и Саратовского губернского земских собраний.
С 1910 по 1917 становится гласным Камышинской городской думы.
С 1910 по 1915 - почетным мировым судьей по Камышинскому уезду.
Кроме того Михаил Хрисанфович состоял членом попечительного совета Камышинской женской гимназии (1904—1909 гг.).
Был председателем :
Камышинского сельскохозяйственного общества (с 1910 г.); попечительного совета Камышинской мужской гимназии (1915—1917 гг.);
Камышинского отделения Общества спасения на водах (с 1908 г.)
а также почетным членом, попечителем и председателем многих сельскохозяйственных обществ, земских больниц и школ…
И всё же деятельность Михаила Хрисанфовича постоянно подвергалась многочисленным проверкам, в ответ на это он жаловался в Петербург, где имел поддержку, скорее всего в лице графа Олсуфьева. Борьба Готовицкого с губернскими властями вызывала симпатии граждан, благодаря чему в 1912 г. его абсолютным большинством голосов избрали в IV Государственную Думу. Там он вступил в группу Центра и стал секретарем Бюджетной комиссии, а также членом комиссий : по местному самоуправлению, по исполнению государственной росписи доходов и расходов, продовольственной, земельной и по городским делам.
Политическими дебатами он не увлекался, а занимался практической работой. После избрания М. Х. Готовицкий трижды пытался сложить с себя обязанности председателя земской управы, но каждый раз земское собрание, видя его пользу для уезда, отказывало ему. В годы Первой мировой войны он возглавлял Одесский отдел Земгора. Был уполномоченным Главного комитета Земгора по Южному району, занимался снабжением армий Юго-Западного фронта военным снаряжением. В 1915 году был избран заместителем представителя Государственной Думы в Особом совещании для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу. А в период февральских событий 1917 г., когда Государственная Дума решила на переходный период во избежание безвластия, направить на места своих комиссаров, Михаил Хрисанфович, по свидетельству М. В. Родзянко «в первый день революции» выехал в Камышин. Сохранился любопытный документ того времени, за подписью председателя местного Совета солдатских депутатов Фаддеева следующего содержания: «в виду отсутствия в городе лица, которое могло бы принять на себя полномочия комиссара и боясь безвластия, решили: просить уважаемого комиссара Готовицкого остаться на несколько дней в Камышине».
3 марта 1917 года на собрании жителей города и солдат гарнизона Михаил Хрисанфович рассказал о революционных событиях в Петрограде, а через три дня призвал волостные власти не допускать земельных переделов до созыва Учредительного собрания. Был назначен уездным комиссаром Временного комитета Государственной думы и Временного правительства в Камышинском уезде. Вскоре был отозван из Камышина вследствие конфликта с местными жителями. Убедил руководство ВКГД разрешить ему вернуться на родину, чтобы сдать дела председателя уездной земской управы. После установления советской власти Михаил Хрисанфович сразу же начинает искать себе новую работу.
На первых порах это выразилось в участии в «Самоохране» - общественной организации из граждан города, созданной для поддержания порядка и защиты от бандитизма. Позже «Самоохране» предъявили обвинение в участии в антибольшевистском мятеже в Саратове в мае 1918 г. Год спустя обвинение было предъявлено и М. Х. Готовицкому. Его имя фигурировало в нескольких поступивших большевистским властям доносах. Арестовывался в марте 1919 года и тогда был отпущен. Саратовская чрезвычайная комиссия в заседании 29-го сентября постановила провести красный террор и расстрелять следующих лиц». Десятым в списке лиц приговоренных к расстрелу значился его брат - «земский начальник Готовицкий Константин Христофорович - непременный член Камышинской землеустроительной комиссии». Приговор был приведен в исполнение 30 сентября 1919 года. Жена Мария Васильевна постоянно хлопотала за Михаила Хрисанфовича, обращаясь в различные инстанции : «Продолжительное сидение в тюрьме и вообще незаконченность процесса чрезвычайно вредно отразились на здоровье моего мужа Михаила Хрисанфовича Готовицкого, что определённо подтверждается медицинским свидетельством профессора Осокина, заведующего Нервно-психическим отделением, где мой муж находится на излечении уже четвёртый месяц.
В виду этого я вновь обращаюсь к Президиуму с убедительной просьбой: предложить Революционному Трибуналу немедленно и формально завершить это дело, т. к на одно из последних Прошений послан ответ, что дело уже прекращено, новое заявление не было принято даже, а официального документа об освобождении мужа от суда Трибунала не выдаёт; … он решил, как только ему позволит здоровье и он в состоянии будет встать с постели, осуществить своё намерение, о чём он писал в своих бесчисленных заявлениях ещё весной Исполкому, Трибуналу и т. Рыкову: незамедлительно поступить добровольцем в Красную Армию, - в какую либо организацию – по снабжению, санитарии или даже на фронт, как это сделал уже наш единственный сын, чтобы доказать, что с надвигающейся реакцией они ничего общего не имеют, к прошлому возврата быть не должно, а потому каждый честный гражданин Республики обязан встать на защиту свободной России».
Но финал этой истории произойдет позже, в Москве, в 1937 году. Он тогда уже был пенсионером и жил в Москве по адресу ул. 3-я Тверская-Ямская дом № 12, кв. 29. 2 июля Политбюро ВКП(б) приняло решение о проведении широкомасштабной операции по репрессированию отдельных групп населения. Во исполнение этого решения вышел оперативный приказ № 00447 от 30 июля 1937 г. за подписью Ежова, по «репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», под которыми подразумевались: «члены антисоветских партий, бывшие белые, жандармы, чиновники царской России, каратели, бандиты, реэмигранты ….».
Фото из следственного дела
«Антисоветские элементы» разбивались на две категории: к первой категории относились «все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов», которые подлежали «немедленному аресту и по рассмотрению их дел на тройках – расстрелу». Ко второй категории были отнесены «менее активные, но все же враждебные элементы»; они подлежали аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет... «Если во время этой операции будет расстреляна лишняя тысяча людей – беды в этом особой нет», – писал Ежов в разъяснениях к приказу.
5 сентября 1937 года Михаил Хрисанфович, в числе 21-го жильца дома на Тверской-Ямской, был арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной группировкой и антисоветской агитации. 8 октября тройкой УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу. На следующий день расстрелян на Бутовском полигоне, где и захоронен в общей могиле с такими же «врагами» своего народа (в числе их оказался и председатель Государственной Думы второго созыва Федор Александрович Головин…).
И, только 16 января 1989 г., за отсутствием состава преступления, Михаил Хрисанфович Готовицкий был реабилитирован посмертно…
Литература:
- Смелов, Леонид. Путеводитель по старому Камышину : [справ. издание] / Л. Смелов. - Камышин : [Югполиграфиздат], 2010. - 156 с. : фот., ил. ( О нем: С. 49-50: фот.).
Электронные ресурсы:
- Готовицкий Михаил Хрисанфович – Биография [Электронный ресурс] // ПомниПро: электронный мемориал. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://pomnipro.ru/memorypage77304/biography (дата обращения 06.10.2016)
- Михаил Хрисанфович Готовицкий [Электронный ресурс] // Календарь Памяти. – Электр. ст. – Россия. – Режим доступа: http://www.sinodik.ru/?q=bio&id=81701 (дата обращения 06.10.2016)
- Кумаков, А. Красный террор в Саратове. Расстрел заложников в октябре 1919 г. [Электронный ресурс] // Старый Саратов. – Электр. ст. – Россия, 16.12.2008. – Режим доступа: http://old-saratov.ru/?id=67 (дата обращения 06.10.2016)
- Кумаков, А. Не стоит жить в стране, где не видишь правды и справедливости. Дело дворян Готовицких в Ревтрибунале в 1919 г. [Электронный ресурс] // Старый Саратов. – Электр. ст. – Россия, 13.12.2008. – Режим доступа: http://old-saratov.ru/?id=11 (дата обращения 06.10.2016)
- Члены Государственной думы : (портреты и биографии) : Четвертый созыв, 1912-1917 г. / cост. М. М. Боиович. - Москва : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1913. - LXIV, 454, [2] с., [1] л. ил. : ил., портр.; 12 см. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003800761#?page=365 (дата обращения 06.10.2016)
Тэги: Готовицкий Михаил Хрисанфович известные камышане камышинские депутаты депутаты Государственной Думы предводители дворянства репрессированные политические деятели реабилитированные жертвы политических репрессий