Камышинские зенитчицы на защите Сталинграда
Опубликовано - 27 марта 2025 г. 9:42, Изменено - 15 июля 2025 г. 11:23 в Великая Отечественная война - просмотров 25
Камышинские зенитчицы на защите Сталинграда
Десятки девушек-камышанок 19-20 лет служили в 1077-ом зенитно-артиллерийском полку корпуса ПВО Сталинграда. Все они были добровольцами и ушли на фронт Великой Отечественной войны 8 апреля 1942 года. 58 камышинских девчат, основная часть из которых стала зенитчицами была направлена под Сталинград, для защиты города от ударов с воздуха, а также для прикрытия переправы наших войск через Волгу. Среди этих камышинских девчат были: Григорьева Валя, Дудкина Валя, Почивалова Рая, Крахмалева Оля, Волкова Елена, Сивцова Зоя, Коломейцева Мария, Зверева Анна, Катя Хорунжева и др. Всех через несколько дней отправили на Сталинград и распределили по батареям. 23 августа 1942 года на подступах к северо-западной части города они уже отражали атаки противника. Зенитки били по танкам противника прямой наводкой! В те жаркие августовские дни зенитчицам удалось уничтожить 83 танка, истребить свыше трех батальонов автоматчиков и сбить 14 самолетов. Не случайно, что тогда и родилась меткая поговорка: «Камышанки бьют по танкам».
Среди этих геройских девчат выделяют историю Любови Поповой. Её батарея обороняла мост возле Спартановки. Шли фашистские танки. На командный пункт дивизиона Луки Ивановича Даховника их шло десять. Когда атаку уже было нечем сдержать, он вызвал огонь на себя. У командования не было никакой связи с батареями, но вскоре на КП прибыла с донесением девушка с третьей батареи. Оказалось, что она проползла через позиции фашистов и добралась до командира дивизиона. Она была в порванной гимнастерке, руки её были поцарапаны, на щеках кровоподтеки.
- Воды…, - первое, что смогла вымолвила она.
Ей подали стакан воды, она отдала пакет, и хриплым голосом рассказала о судьбе батареи. «Комбат погиб, за него остался комиссар Егупов. Он отправил меня…», - срывающимся голосом рассказала она.
А потом ей предстоял не менее трудный и опасный обратный путь. Она вернулась на батарею и, таким образом, смогла немного выручить своих товарищей. А само главное – вывести с огненных позиций 26 раненых и уцелевшее оружие. За тот бой Любовь Попова была награждена медалью «За отвагу». В её наградном листе будет написано: « 23.08.1942 г. с северо-запада боевой сектор ПВО г. Сталинграда был атакован вражескими танками с мотопехотой при взаимодействии с авиацией. Разведчик, красноармеец 8-й батареи 1-го дивизиона Попова Любовь Ефимовна, под бомбежкой с воздуха и вражеским минометным обстрелом огневой позиции батареи оставалась на своем посту, производила разведку и докладывала итоги разведки на командный пункт. В то время, когда в 3-м и 4-м орудийных расчетах вышли боеприпасы, она ползком подносила снаряды и обеспечивала ход боя. …».
Запомнился на всю жизнь этот день 23 августа 1942 года и другой участнице войны, камышанке Татьяне Никифоровне Голос: «Утром 23 августа мне нужно было произвести сверку личного состава первого дивизиона, которым командовал капитан Л. И. Даховник. В положенное время явилась к нему, а он говорит: «Не вовремя пришла!». В это время небо наполнилось гулом вражеских самолетов, зенитки беспрерывно вели огонь. Наши батареи стояли в районе алюминиевого завода. В их направлении, лязгая гусеницами, уже ползли вражеские танки и танкетки. Лука Иванович приказал всем, кто находился в штабе, вооружиться гранатами и бутылками с зажигательной смесью.
- Пока мы живы, они не пройдут! – проговорил капитан. Он сказал мне: «Немедленно уходи отсюда». …Тут же написал что-то на листке и сказал: «Передай в штаб. Срочно». И я пошла. А тем временем зенитчики первого дивизиона уже вели сражение с наступающими танками. Когда они вплотную приблизились к штабу, капитан Даховник вызвал огонь на себя…».
24 августа бои еще продолжались и командир их батареи, старший лейтенант Савченко, отдал приказ: «Всем девушкам переправиться за Волгу. Жизнь вам ещё пригодится для будущих сражений». В этой страшной мясорубке войны удалось уцелеть Вере Петровне Лоншаковой (в годы войны она сменила фамилию на Камбулатову). Она быстро освоилась на фронте и овладела несколькими военными специальностями: связист, разведчик-телефонист, радист. Она передавала приказы и распоряжения из штаба полка по батареям. Помимо этого ей часто приходилось подносить зенитчикам снаряды, во время обороны Сталинградского тракторного завода. Оказывала медицинскую помощь раненым, которых готовили к переправе через Волгу. 183 человека потерял 1077-й зенитно-артиллерийский полк в те дни. Затем его бойцы принимали участие в артподготовке перед решающим наступлением 19 ноября 1942 года. А после Сталинградской победы, камышинские зенитчицы отличились в битве за Крым, куда были отправлены командованием.
Ольга Николаевна Федорова с 1940 по 1942 год работала на пристани, была секретарем комсомольской организации. Вместе с другими комсомольцами она вела воспитательную работу среди молодежи, шефствовали над военными госпиталями (ухаживали за ранеными, выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности), были пионервожатыми в школах, собирали металлолом, а на вырученные деньги покупали продукты и подарки для раненых. В апреле 1942 года она и другие девушки-добровольцы ушли на защиту Родины. Ольга Николаевна попала в 3-ю батарею 1–го дивизиона 1077-го артиллерийского полка, которым командовал Л. И. Даховник. Этот полк входил в состав 62 армии под командованием генерала В. И. Чуйкова. В мае они приняли первое боевое крещение, потом присягу. А страшное 23 августа было впереди…. Тогда немецкие войска прорвали оборону и продвигались к Сталинграду. Завязался ожесточенный бой. На их батарее было три пушки, их выдвинули к дороге, которая вела к городу и стреляли по танкам. В основном в батарее были девушки, силы были неравными и потери были большими… Немцы заняли наши землянки, девчата слышали их речь совсем близко, пушки были разбиты. Уцелевшие, вместе с ранеными, чудом смогли выйти из этого пекла к Тракторному поселку. Воевала в третьей дивизионной батарее и Наталья Кузнецова. Много потеряла в том бою она своих товарищей, лишь семерым удалось выжить в том жестоком бою. В День Победы, её поднял на плечи боевой товарищ и она расписалась на стене поверженного рейхстага.
Мария Ивановна Блинова охраняла небо над родным Камышином, который бомбили и после Сталинградской битвы. Их зенитное орудие стояло возле нефтебазы. А 23 августа 1942 года, она в составе 1077-го зенитно-артиллерийского полка обороняла Сталинград.
Медалью «За оборону Сталинграда» была награждена Анна Кузьминична Яковлева (Богуславская), призванная на фронт также 7 апреля 1942 года и воевавшая в составе 1077-го полка – того самого, который первый встретил танки противника на подступах к Сталинграду.
Анна Тимофеевна Белова (в девичестве Щенева) в числе молоденьких девчат пошла на фронт добровольцем в апреле 1942 года. Сразу оказалась с такими же новобранцами в действующей армии под Сталинградом. Девушек срочно обучили зенитному делу, объяснили главную задачу – защищать Сталинград, научили владеть винтовкой, гранатами, бутылками с горючей жидкостью. И вот уже стриженая худенькая Нюра дежурит у прибора управления зенитным огнем девятой батареи 1079 полка. Возле станции Гумрак довелось ей получить первое боевое крещение. 23 августа 1942 года здесь стонала и дрожала земля, небо заволокла черная туча вражеских самолетов, горели дома и деревья, горела покрытая нефтью волжская вода. К этому дню на счету 9-й батареи было уже 15 сбитых вражеских самолетов. Теперь вражеские цели она видела не только в воздухе, колонны немцев двигались по шоссе от Конного разъезда. Зенитчики стреляли прямой наводкой, пушки раскалились от постоянной стрельбы. Приходилось часто менять позиции. В том бою Нюра была ранена в руку, но не покинула позиции, а за мужество проявленное под Сталинградом, Анна Тимофеевна была награждена медалью «За боевые заслуги». После отступления в Сталинград и больших потерь, батарея была расформирована, и Нюру Щеневу перевели в другую батарею, но эти дни под Сталинградом она запомнит на всю жизнь. Так же запомнила она и день 19 ноября, когда началось контрнаступление. Гром «катюш» она воспринимала как радостный артиллерийский салют. Помнит, как лютой зимой 1943 года, когда 22 немецкие дивизии мерзли в окружении, фашистское командование направило им в поддержку транспортные самолеты с теплой одеждой и продовольствием. Зенитчики сбивали эти самолеты. После войны Анна Тимофеевна Белова (Щенева) вернулась в родной Камышин, стала учителем, работала инспектором районо.
Екатерина Васильевна Иванова (в девичестве Хорунжева) тоже была в числе добровольцев, отправившихся в Сталинград после митинга в камышинском городском парке 7 ноября 1942 года . Всех добровольцев переправили на другой берег Волги и дальше они отправились пешком. В их числе была и Екатерина Хорунжева. Сразу же после митинга, новобранцев на пароме переправили на левый берег Волги, в Николаевку. Многих новобранцев провожали родители. В составе подразделения Екатерина отправилась из Николаевска в Пологое Займище, где, как и другие добровольцы, получила обмундирование и оружие. Здесь базировался запасной полк № 1733. Первая воинская обязанность по прибытии в запасной полк – часовой. После распределения обязанностей, между вновь прибывшими новобранцами, ей досталось охранять колодец в поле. Дали винтовку СВТ, показали, как загонять патрон и стрелять, и забыли о ней почти на сутки. На улице – слякоть, ветер, заморозки, а девчонка стоит в поле, боится пошевелиться и глядит во все глаза, чтобы к колодцу никто не подошел и не отравил воду. Здесь же вскоре состоялось принятие военной присяги, началась учеба. Учили ползать по-пластунски, объясняли, как обращаться с пулеметом Дегтярева. Девушек – будущих зенитчиц обучали, как распознать самолеты противника и другим азам фронтовой «профессии». Военачальник из Сталинграда выбирал новобранцев для отправки на фронт, в основном, сирот, тех, кто совсем не изнежен, и не заласкан судьбой. Детдомовские готовы были сражаться из всех сил, как добирались в город, даже Екатерина Васильевна уже не помнит, не спали несколько ночей… Но жизнь Кати всегда была нелегкой, за 16 лет она пережила и голод, и лишения, и детский дом. Город Сталинград встретил тревожно: он был весь в огне, все вокруг горело и взрывалось, черный дым накрыл пеленой. Свои шестнадцать лет Катя встретила здесь в горящем Сталинграде. Их, вновь прибывших расположили в Сарепте. Некоторым из них потребовалась помощь медиков – началась крапивница, здесь же впервые остро ощутили, что такое военный голод. Из продуктов было только масло, и им старались делиться, чтобы поддержать силы друг друга. Худенькая, невысокого роста молоденькая девчонка стояла на боевых постах в 40-градусный мороз, обмороженные щеки и обветренные губы не в счёт. От нервного напряжения её тело покрывалось волдырями, но она не сдавалась. Здесь их учили различать по звуку виды приближающихся самолетов. На всю жизнь осталась эта наука, и сейчас - Екатерина Васильевна уверена, что сможет отличить по звуку воздушное судно. Её служба называлась «воздушное оповещение связи». Они должны были определить, что за самолет, с какой целью и по какому курсу летит, сообщать эту информацию по телефонам в пехотные части. Потом на фронте стало остро не хватать зенитчиков, и Екатерина стала осваивать и эту военную профессию, обучаясь обращаться с 45-миллиметровой универсальной полуавтоматической пушкой, почти на передовой. 2 февраля 1943 года, сразу после окончания Сталинградской битвы, их часть погрузили в ледяной эшелон и отправили дальше. С 10 февраля 1943 года и до конца войны, Екатерина воевала в 1277-м зенитно-артиллерийском полку. Вместе с полком освобождала Ворошиловград в феврале 1943 года. Весной 1943-го полк вошел в состав 48-й зенитной артиллерийской дивизии резерва Главного Командования. В марте 1943 года Екатерина вступила в ряды комсомольцев. Это был для неё один из счастливейших моментов на фронте.
Участвовала в боях на Курской дуге, в освобождении от фашистов Белоруссии. Прошла фронтовыми дорогами до Восточной Пруссии, участвовала в штурме г. Кенигсберга. Несколько раз попадала в окружение, вытаскивала раненых, оказывая им первую помощь, водила автомобили, обеспечивала связь, и за годы войны научилась стрелять почти из всех орудий. А когда прогремели салюты 9 мая 1945 года, 1277 зенитный артиллерийский ордена Александра Невского полк был направлен в Маньчжурию – на войну с японскими империалистами. Война для Екатерины Васильевны закончилась в ноябре 1945 года. Псоле войны жила и работала в Камышине, награждена медалями «За победу над Японией» (1947 г.), «За отвагу» (1944 г.), орденом «Победа», и имеет пять благодарностей от Сталина. В 2025 году Екатерине Васильевне Ивановой решением Камышинской городской Думы от 27 февраля 2025 года № 16/94 было присвоено звание «Почетный гражданин города Камышина».
В составе зенитно-артиллерийского полка принимала участие в разгроме фашистских войск под Сталинградом и Наталья Архиповна Криулина. В 17 лет по комсомольскому билету ушла на фронт из родной Мокрой Ольховки в числе добровольцев, в честь которых был потом назван городской парк культуры и отдыха Камышина. Здесь под Сталинградом она увидела первого убитого немца… Дошла до самого Берлина, заканчивала войну уже регулировщицей, после войны вернулась домой, переехала жить в Камышин и устроилась на работу на Камышинский хлопчатобумажный комбинат.
Сталинградская битва продолжалась до 2 февраля 1943 года. Только за три месяца сражения пропали без вести и погибли 412 бойцов и командиров 1077-го полка. А в Камышин пришли извещения, что в боях пропали без вести: Горбатова Мария Ефимовна, Семакина Мария Павловна, Осина Мария Николаевна….
Они погибли, защищая родную землю, свою Родину. Частями района ПВО в боях за Сталинград сбито 567 самолетов противника, из них 365 – огнем зенитной артиллерии и пулеметов и 302 – авиацией… Уничтожено и подбито 158 танков, 143 огневых точки, уничтожено и рассеяно до 10 полков пехоты, разбито более 150 автомашин и подорвано несколько складов с боеприпасами. Высокую оценку действиям комсомольцев-добровольцев участников Сталинградской битвы дал командующий 62-й армии генерал В. И. Чуйков: «…Могу сказать одно: комсомольцы со своими легендарными, неслыханными в истории войны подвигами, прекрасно справились с задачами. Потомки наши никогда не смогут забыть величие духа и сказочной крепости комсомольских сердец у стен Сталинграда».
Литература:
- Шамаев, В. М. За право жить : рассказы о камышанах - героических участниках боев в Великой Отечественной войне и славных тружениках тыла / автор-составитель Вячеслав Шамаев. - 3-е издание, дополненное, переработанное. - Камышин : Камышинская типография, 2008. - 407 с. : фот.
- Шамаев, В. М. Память огненных лет : рассказы о камышанах - героических участниках войны и славных тружениках тыла. Посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне / В. М. Шамаев. - Камышин : Медиа-холдинг, 2015. - 431 с. : ил., фот., портр.
- Шамаев, В. Юность комсомольская моя : очерки истории Камышинской комсомольской организации / В. М. Шамаев. - Камышин : Камышинская типография, 2009. - 416 с. : фот.
***
- Боклина, Н. Маленькая регулировщица в побежденном Берлине / Н. Боклина // Камышинский текстильщик. - 1997. - 21 февр. (№ 6). - С. 1
- Иванов, А. Крепость на Волге / А. Иванов // Наш Камышин. - 2006. - 3/9 май (№ 8). - С. 1, 8. : фот.цв. - (Наши праздники).
- Максимова, А. Прощай, зенитчица Зоя! / А. Максимова // Диалог. - 2021. - 19 февр. (№ 24). - С. 7 : фот. - (Общество) .
- Мягков, В. Добровольцы / В. Мягков // Ленинское знамя. - 1970. - 7 март. (№ 38). - С. 2.
- Семёнова, В. Её восемнадцатая весна / В. Семёнова // Ленинское знамя. - 1969. - 1 февр. (№ 19). - С. 4.
- Тыщенко, С. Зенитчица Нина Леонова / С. Тыщенко // Диалог. - 2013. - 30 янв. (№ 21). - С. 3 : фот.
- Фолиев, А. Сталинградское небо защищали девушки / А. Фолиев // Волгоградская правда. - 2016. - 5 март. (№ 39). - С. 6 : фот. - (Сталинградская правда : Мы и время).
Тэги: комсомольцы-добровольцы девушки на войне зенитчицы Сталинградская битва известные камышане участники Сталинградской битвы